Усыновление в Исламе

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Нередко мусульмане интересуются, дозволено ли вообще усыновлять детей или это категорически запрещено. С помощью Аллаха мы ниже приведём религиозную точку зрения относительно этого вопроса.

Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющиеся запретными в Исламе. Само же слово «усыновление» в Исламе не имеет никакого конкретного значения и смысла, так как это подмена действительности и объективности, поскольку невозможно постороннего человека сделать близким и родным, чужой ребёнок не становится ни сыном, ни дочкой для тех, кто его воспитывает, так же как не является он (или она) продолжателем именно их рода и потомства.

Мусульмане могут брать в дом сироту или подкидыша на воспитание. Они обеспечивают его кровом, одеждой и пищей, обращаясь с ним как со своим собственным ребёнком, но при этом не считают его родным. Такой поступок восхваляется в Исламе. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Я и обеспечивающий сироту будем в раю, вот так», – и показал свой средний и указательный палец, между которыми был небольшой разрыв.

Усыновление, влекущее изменение родословной человека, в Исламе запрещено. Однако мусульманам разрешено усыновлять ребёнка в смысле оформления опекунства над ним, чтобы обеспечить заботу о его физическом и духовном развитии. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте». До Ислама арабы усыновляли детей, приёмные родители давали им своё имя, как будто бы они и эти дети были кровными родственниками. Ислам разрешает мусульманам воспитывать чужих детей. Мусульмане могут растить этих детей, присматривать за ними, поддерживать их, но детей нужно называть по имени и отчеству их настоящих отцов.

Если же мусульманин берёт мальчика в семью, зная, что он – не его сын, и тем не менее, делает его членом семьи, распространяет на него все права родного сына, вплоть до права наследования как близкому родственнику, запрещает ему жениться на родных и близких женщинах, то есть приёмный сын обладает всеми правами сына настоящего, то такой вид усыновления запрещён в Исламе.

Всевышний в Коране сказал (смысл): «…и не сделал ваших приёмных сыновей вашими сыновьями. Это – только слово в ваших устах, а Аллах говорит истину, Он и направляет на путь истинный…» (сура «аль-Ахзаб», аят 4).

В пятом аяте этой же суры Аллах говорит (смысл): «Зовите их по именам их отцов, это – более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками …» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).

Воспитанники не могут быть наследниками людей, которые их воспитали, и им не запрещено жениться на приёмных родственниках. До установления Исламом запрета на усыновление, арабам запрещалось жениться на разведённых женах своих приёмных сыновей. Ислам же запрещает мужчинам жениться на разведённых жёнах своих родных сыновей. Однако в Исламе мужчине разрешено жениться на разведённой жене того мужчины, которого он вырастил, и который не приходится ему кровным сыном.

Когда жена Пророка Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) купила пленника, которого звали Зайд ибн Харриса, она подарила его Пророку (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) освободил его, воспитал как сына и усыновил Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) ещё до того, как Ислам запретил усыновление. Его называли Зайдом ибн Мухаммад (сыном Мухаммада) до тех пор, пока не было запрещено усыновление, после чего его снова стали звать именем его настоящего отца. Пророк (мир ему и благословение) женил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахши. После того как Зайд развёлся с ней, Аллах повелел Пророку (мир ему и благословение) после истечения срока идды жениться на ней. По повелению Всевышнего Пророк (мир ему и благословение) своим примером показал умме, что в Исламе нет усыновления или удочерения. Об этом в Коране говорится так (смысл): «…Когда же Зайд удовлетворил с ней желание , Мы женили тебя на ней, чтобы не было верующим трудности (стеснения) в отношении жён своих приёмных сыновей (то есть жениться на разведённых жёнах своих приёмных сыновей), после того как те удовлетворят с ними желания, и предопределение Аллаха обязательно должно быть исполнено» (сура «аль-Ахзаб», аят 37).

 Таким образом всем было доказано, что приёмные дети не становятся родными.

 Если же мусульманин берёт в семью мальчика или девочку – сироту или же подкидыша, найдёныша – и относится к нему, как к своему дитя, заботится о нём, воспитывает его, кормит, одевает, но, тем не менее, не возводит его в ранг настоящего сына, не устанавливает ему права настоящего сына и права наследства. Такого ребёнка не называют сыном или дочерью того, кто его воспитывает и заботится о нём. Подобное «усыновление», то есть «взятие на воспитание» – Исламом дозволено. Аллах в Коране говорит (смысл): «…Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Совершение благого им – лучше, к отношении их имуществом . Если же вы смешаете своё и их имущество, то они – ваши братья . Аллах знает портящего от улучающего его. Если бы Аллах захотел, то затруднил бы вам . Воистину, Аллах – Великий, Мудрый во всех делах» (сура «аль-Бакара», аят 220).

 Ответственность за ребёнка и переживание за него являются важными вопросами, вне зависимости от того, есть ли у ребёнка родители или нет. Ребёнку должна быть оказана оптимальная поддержка. Люди, несущие ответственность за благополучие ребёнка, будь то его близкие родственники или исполняющие обязанности опекунов, должны приложить максимум усилий, чтобы исполнить свой долг. Но если у ребёнка отсутствуют ближайшие родственники, забота о нём становится общей обязанностью всего мусульманского общества – и в таком случае имам назначает для опеки определённых лиц.

Условия для опеки чужого ребёнка

Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющиеся запретными в Исламе – такая форма отношений называется опекунство.

 Согласно Исламу для опеки чужого ребёнка есть ряд условий, которые необходимо соблюдать:

1. Сохранение имени (то есть отчества и фамилии) ребёнка, чтоб он знал, кто его настоящие родители.

2. Воспитанники не получают права на наследство имущества опекунов после их смерти.

3. Воспитанники могут жениться на дочери опекунов или на женщине, которая его воспитывает, или выйти замуж за сыновей опекунов или за опекуна. (Это всё при условии, что ребёнок не приходится молочным сыном или дочерью тем, кто его воспитывает.)

4. Если на воспитание взяли девочку, то при наступлении зрелости ей необходимо носить хиджаб дома перед опекуном или его сыновьями.

5. Если на воспитание взят мальчик, то при наступлении зрелости жена опекуна (мать-воспитательница) или их дочери должны носить хиджаб в его присутствии.

6. При дотрагивании до них противоположным полом в возрасте, когда проявляется вожделение страсти (это приблизительно в возрасте от шести и выше лет), портится омовение (согласно мазхабу аш-Шафии).

7. Воспитаннику, достигшему зрелости, непозволительно оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махаррам (близкими родственниками по крови), так как они не являются ему родными матерью, сестрой, племянницей и т. д.

8. Опекун должен беречь и хранить имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из его имущества. Всевышний в Коране говорит (смысл): «И давайте сиротам, у которых нет отца, их имущество, когда они станут совершеннолетними, и не заменяйте на хорошее . И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, это является великим грехом!» (сура «ан-Ниса», аят 2).

Ислам не допускает, чтобы принятые в семью мальчик или девочка становились полноценными членами этой семьи и обладали теми же правами, что и родные дети. Если же у человека нет потомства или есть, но он желает оставить что-либо после смерти такому ребёнку, то он имеет право дать этому ребёнку всё, что пожелает при жизни, а также завещать ему до трети своего состояния после смерти.