Следование примеру Пророка (мир ему и благословение) – наивысшее проявление веры

Основная причина распространения Ислама, становления исламской цивилизации и причина для приобретения счастья в Вечной жизни – это неуклонное следование Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Об этом свидетельствуют истории сподвижников. Необходимо задуматься над этими историями, над тем, как они твёрдо следовали Сунне. Они на деле показывали исполнение наказа Всевышнего (смысл):

«Сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Его Посланнику» Коран «Ан-Ниса», аят 59.

Сподвижники познали смысл слов Всевышнего:

وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что вызывает у них споры. И тогда не восстанут они в душе против твоего решения и подчинятся ему полностью» Коран «Ан-Ниса», аят 65.

Подчинение, следование, приверженность Пророку (мир ему и благословение) – наивысшее проявление веры. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришёл» («Джамиуль-ахадис» № 17365).

Счастье в обоих мирах связано Пророком (мир ему и благословение), которого ниспослал Всевышний, сделав образцом для подражания, одарив его совершенными качествами человечности и спасением для человечества.

Любовь сподвижников

Мы находим, насколько Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) следовал Пророку (мир ему и благословение)  в поступках и нравственных качествах. Перед смертью Пророк (мир ему и благословение) назначил Усаму Ибн Зайда командовать отрядом. Став халифом, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) решил отправить в поход отряд Усамы ибн Зайда, которому было всего лишь 17 лет. Сподвижники обратились к халифу с просьбой отсрочить поход отряда под командованием Зайда, ссылаясь на то, что он молод и стоит обдумать всё. Абу Бакр отказался, сказав, что сын Абу Кухафата (прозвище Абу Бакра) не станет противоречить желанию Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Такая приверженность поразительна.

Однажды дочь Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), которому подчинялось полмира, увидела своего отца, принимавшего несвежую, высохшую еду. Она обратилась к нему: «О повелитель правоверных, почему ты не ешь свежую еду, ведь Всевышний раскрыл перед тобой полмира?». Умар напомнил ей о времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение), о том, какая еда была в их доме. Воспоминания об этом вызвали у дочери слезы. Затем он произнёс: «Я желаю жить так, как жили Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и Абу Бакр и, возможно, я присоединюсь к ним в вечной жизни». Разве не удивительно это следование?!

Когда люди увидели Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) в  коротком изаре, они спросили его: «Почему бы тебе не спустить изар». Он ответил, что так ходил Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Всё в их жизни происходило со словами: «Как Посланник Аллаха … Таким я видел Посланника Аллаха…Так делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение)»

Как-то Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сел на верховое животное, при этом он прочитал дуа для этого случая:

الحمد لله الذي هدانا لهذا وما كنا لنهتدي لولا أن هدانا الله

سبحان الذى سخر لنا هذا و ما كنا له مقرنين و إنا إلى ربنا لمنقلبون

اللهم إني ظلمت نفسي ظلما كثيرا ولا يغفر الذنوب إلا أنت فاغفر لي

«Хвала Аллаху, который наставил нас на это, и не были бы мы наставлены, если бы Аллах не наставил нас. Пречист Тот, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу. К Нему наше возвращение. O Аллах, я притеснял самого себя много раз, но никто кроме Тебя не прощает грехов, так прости же меня». Затем Али улыбнулся. Удивившись этому, табиины спросили, почему он улыбнулся, что вызвало его улыбку. Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я был с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), сев на верховое животное он прочитал эту молитву, затем улыбнулся. Я спросил его, почему он улыбнулся. На что он ответил: «Всевышнему нравится раб, который просит прощения у своего Господа, зная, что нет другого господа, кроме Него, пречист Он». Это улыбка указывала на тайный смысл связи между Любимцем и его Господом». Али ибн Абу Талиб следовал даже в улыбке.

Необходимо жить с мыслью: «Вот так поступал Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Нужно задумываться над кораническими словами (смысл):

إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ

«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (Коран «Алю Имран», аят 31), чтобы мы мысленно были всегда с нашим Любимцем (мир ему и благословение), чтобы мы, желая что-то сделать, спрашивали «Как в данной ситуации поступал Хабиб (мир ему и благословение)?»

АбдуЛлах ибн Умар был одним из великих сподвижников, несмотря на свою молодость. Его приверженность Сунне была удивительна. Однажды он находился в пути, вместе с другими сподвижниками. В пути он остановился, чтобы справить нужду. Его спутник сказал, что впереди есть место лучше, чем это. Но АбдуЛлах ибн Умар ответил, что когда он совершал путешествие вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он остановился в этом месте, и что он желает остановиться в том  же месте. Вот такая вера, эта убежденность подняла сподвижников до высочайших высот.

Посмотрите, как поступил АбдуЛлах ибн Умар в другой ситуации. К нему пришёл человек, шьющий сандалии. АбдуЛлах ибн Умар сказал, что хочет, чтобы его след был подобен следам Посланника (мир и благословение) и попросил сшить такие сандалии, как у Посланника (мир и благословение). Он носил сандалии, как передаёт имам ат-Тирмизи. АбдуЛлах ибн Умар говорил: «Я люблю носить сандалии, как Посланник Аллаха любил». И дело тут не в обуви, или каких-то поступках, самое главное тут любовь,  уважение. Сподвижники осознавали, что это Посланник Самого Господа, что он Любимец Аллаха и все его поступки – это путь достижения любви Всевышнего, что во всех его поступках только благо.

Анас ибн Малик рассказывает, что портной позвал Пророка (мир ему и благословение) к себе в гости. Так как Пророк (мир ему и благословение) отвечал на приглашение бедных и богатых, старых и молодых, близких и далёких, он пришёл к портному. Попробуйте взглянуть на всё так, как смотрели сподвижники, рассуждать, как они это делали. Посмотрите на ход мыслей Анаса ибн Малика. Анас ибн Малик следил за движениями пальцев, рта Пророка (мир ему и благословение), за тем, как он употреблял пищу.

Мы видим, что в любой ситуации, даже в приёме пищи и питье, проявлялась их любовь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), сподвижники любили то, что любил их Любимец.

Главной целью этого цикла «Фаттабиуни» является твёрдое следование Сунне. Желая совершить что-либо, спрашивайте себя: «Как поступал Пророк (мир ему и благословение)?» Услышав, что Пророк (мир ему и благословение) делал так-то, незамедлительно воплощайте эту сунну в жизнь, чтобы оказаться в числе тех, кого он полюбил, чтобы оказаться в соседстве с ним.

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Саккафа