Мнение потомка Пророка (мир ему и благословение) о проведении мавлидов

Шейх Алявий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «У нас есть обычай собираться (иджтима) вместе для возрождения определённых исторических случаев и событий, как собираются люди на мавлид Пророка (мир ему и благословение), события ночного Путешествия (Исра) Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его Вознесения на небеса (Мирадж), срединной ночи благословенного месяца шаабан, переселения (Хиджры) Пророка (мир ему и благословение) из досточтимой Мекки в Лучезарную Медину, ниспослания Священного Корана, по случаю священной войны (газават) при Бадре и т. п.

Некоторые люди утверждают, что якобы неизвестно точно, когда произошли эти случаи, возрождать которые собираются мусульмане, и они не знают точного времени, по поводу которого все учёные-богословы были бы единодушны. Они говорят: люди обычно собираются в двадцать седьмую ночь (месяца раджаб) для возрождения ночного Путешествия и Вознесения Пророка (мир ему и благословение) на небеса, они так же собираются двенадцатого числа месяца раби-уль-авваль для возрождения события рождения (мавлида) Пророка (мир ему и благословение), несмотря на то, что среди учёных-богословов есть разногласия по поводу точного определения времени, когда произошли оба эти события. А я скажу следующее: отсутствие единодушия учёных-богословов в конкретизации и установлении точного времени не имеет никакого воздействия и влияния на правильность данного действия, потому что мы не убеждены в том, что проведение подобного сбора людей в какое-то определённое время является обязательным предписанием (фарз) Шариата, напротив, это дело связано с благочестивыми традициями. Нас беспокоит и интересует лишь использование представившегося удобного случая, шанса для сбора людей и возможность направить его во благо для всех. Это ночь, в течение которой люди собрались в такой великой форме и превосходным способом, независимо от того, ошиблись они относительно установления её точного времени или оказались верны, – поистине один лишь их этот сбор для поминания Всевышнего Аллаха и выражения любви к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) достаточен для того, чтобы привлечь, вызвать милость и благость Всевышнего Создателя.

Я абсолютно уверен в том, что собрания этих людей устраиваются и не перестают быть лишь ради Всевышнего Аллаха; поистине они принимаются Создателем, даже если они ошиблись относительно точного времени их проведения. Для того чтобы легче было понять эту проблему, я приведу такой пример. Один человек, устраивая угощение, пиршество, созвал на него людей. Некоторые из приглашённых явились на торжество не в установленное для него время, полагая, что на самом деле это и есть время их приглашения и проведения угощения. Думаешь ли ты теперь, что хозяин торжества выгонит их, вернёт их обратно с грубостью и плохим обращением с ними, оттолкнёт их и скажет им: вернитесь и уходите от меня, это не время пиршества, на которое я пригласил вас и которое я установил, определил для угощения?! Или же ты думаешь, что он радушно примет их, поблагодарит за визит, откроет им двери своего дома и попросит войти, а затем попросит их вернуться к нему ещё раз в обусловленное для торжества время?! Это моё представление о данном случае, и такое же обхождение со Своими рабами достойно и милости и щедрости Всевышнего Аллаха.

Если мы соберёмся для отмечания события Ночного путешествия и Вознесения Пророка (мир ему и благословение), или по случаю мавлида, т. е. празднования его рождения, или по поводу вспоминания любого другого исторического события, то нас не беспокоит точное установление его времени. Если мы собрались в нужное время, когда произошло данное событие, то хвала Всевышнему Аллаху за это. А если же дело обстоит иначе и наше собрание не совпадает с точным временем, то Всевышний Создатель не отвергнет нас и не закроет для нас врата Своей безграничной милости.

По моему мнению, умение воспользоваться удобным случаем для собирания людей с целью совершения мольбы (дуа) и обращений к Всемогущему Аллаху, старание обрести Его дары, щедроты и благодать важнее и величественнее, чем польза самого этого мероприятия. И использование шанса для собрания людей с целью их поучения, указания им правильного пути, наставления и направления на благое лучше, чем их отталкивание, отвержение и порицание за их сборы, ибо последнее лишено всякой пользы.

Поистине, люди, обладающие разумом и призывающие других на путь Ислама, от всей души, искренне желают и стремятся найти место, где собираются люди, дабы распространять среди них и сообщить им свои мнения (увещевания) и привлечь их в свои ряды. Ведь поэтому ты и видишь, что они посещают парки, клубы и другие общественные места, где люди часто собираются, дабы наставить их. Мы также видим, что мусульманская община собирается по поводу многочисленных случаев соответственно своим желаниям, интересам и жажде, и как же в таком случае мы обязаны поступить по отношению к ним?!

Поистине, занятие опровержением, порицанием и отвержением вопроса их сбора и т. п. является напрасным делом, глупостью и невежеством, потому что мы в таком случае теряем великий клад и упускаем возможность, ради которой можно жертвовать своим временем в подобных ситуациях. Так давайте же воспользуемся этими великими, значимыми собраниями».

Выдающийся исламский учёный, потомок Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), шейх Мухаммад бин ‘Алявий.