О достоинствах Пророка (мир ему и благословение) и восхвалении его Всевышним в Коране

Обратите внимание на оценку, которую Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) даёт Всевышний Аллах, как Он его возвеличивает:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

Начиная с первых слов этой суры, упоминая истории и рассказы о предыдущих пророках и обо всём, что произошло между ними и их общинами, Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Пророк Мухаммад, Я послал тебя не иначе, как с законами, установлениями и другими велениями, от которых зависит счастье на этом и на том свете, милостью для миров».

Ислам, с которым послан Пророк (мир ему и благословение), является средством достижения счастья на этом и на том свете для всех миров. И тот, кто высокомерно отказался от этого средства, то есть от Ислама, кто отрёкся от него, тот сам навлёк на себя беды в обоих мирах. Нет ему оправдания, и винить в этом ему некого.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является милостью и для неверующих на этом свете, поскольку их наказание отложено до Судного дня ради него. Их не подвергли, подобно предыдущим общинам, таким наказаниям, как превращение в обезьян и свиньей, поглощение землёй, и всё это из-за благодати Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) спросил архангела Джабраила (мир ему): «Аллах сказал обо мне: "Я послал тебя не иначе, как милостью для миров". Получил ли ты что-нибудь от этой милости?» Архангел Джабраил (мир ему) ответил ему: «Да, получил. Я боялся, что конец мой будет плохим, но благодаря тебе у меня появилась надежда, ведь Аллах сказал обо мне...» – и прочитал следующий аят:

ذِي قُوَّةٍ عِنْدَ ذِي الْعَرْشِ مَكِينٍ . مُطَاعٍ ثَمَّ أَمِينٍ

В этом аяте Аллах говорит о высоком положении архангела Джабраила (мир ему), о том, что все обитатели небес покорны ему, и о том, что ему, как заслуживающему доверия, поручено передавать откровения Всевышнего. А что касается силы архангела Джабраила (мир ему), то он на своём крыле поднял на небо одновременно четыре города общины Пророка Лута (мир ему) и опрокинул их на землю. Также от одного его крика все люди племени Самуд, испугавшись, погибли от разрыва сердца. Для архангела Джабраила (мир ему) достаточно одного мгновения, чтобы спуститься на землю и вернуться обратно на небо.

Далее в разъяснение смысла упомянутого аята говорится: «Милость Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является абсолютной, полной, совершенной, общей, т. е. доходящей до всех созданий Аллаха». Послание Пророка (мир ему и благословение) милостью для всего сотворённого также говорит о том, что он ценнее всех.

Пророк Иса (мир ему) родился без отца, то есть Аллах поместил его в утробу матери посредством слова «Кун» («Будь!»). Об этом Всевышний Аллах говорит так:

إِنَّ مَثَلَ عِيسَى عِنْدَ اللَّهِ كَمَثَلِ آدَمَ خَلَقَهُ مِنْ تُرَابٍ ثُمَّ قَالَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ

Смысл: «Перед Аллахом появление на свет Пророка Исы (мир ему) без отца подобно тому, как без отца и матери из земли был сотворён Адам (мир ему). Там же, где рассказывается о рождении Пророка Исы (мир ему), Всевышний Аллах говорит:

وَلِنَجْعَلَهُ آيَةً لِلنَّاسِ وَرَحْمَةً مِنَّا

Смысл: «Я сотворю его, то есть одарю Марьям сыном, чтобы он был знамением и назиданием для бану Исраил, чтобы это рождение сына без отца, подобно рождению Адама (мир ему) без отца и матери, послужило доказательством Моей совершенной силы и всемогущества и стало великой милостью и благом от Меня для тех, кто уверовал в Меня». Смысл слов Аллаха о Пророке Исе (мир ему) – «...милостью от Меня...» – в том, что Иса (мир ему) будет милостью для всех, кто уверует в него и последует за ним, но до тех пор, пока не появится Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и пока Коран не отменит Евангелие, то есть милость Пророка Исы (мир ему) прекратится, когда Коран отменит Евангелие.

А что касается ниспосланного о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение) откровения:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

(смысл) «Я послал тебя не иначе, как милостью для миров», – это

означает, что он ниспослан милостью для всех, верующих и неверующих, на этом и на том свете. Его милость не прерывается, то есть не имеет конца, она вечна. То, что Мухаммад (мир ему и благословение) является милостью в этом мире, означает, что религия Ислам, с которой он пришёл, не будет отменена и сохранится до Судного дня. А то, что он является милостью и в Ахирате, означает, что все будут нуждаться в его заступничестве. И пророки Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса (мир им всем) будут посылать людей к Мухаммаду (мир ему и благословение), чтобы просить у него заступничества.

 

قال في "العرائس" ايها الفهيم ان الله اخبرنا ان نور محمد صلي الله عليه وسلم اول ما خلقه ثم خلق جميع الخلائق من العرش الي الثري من بعض نوره الخ "روح البيان" ج 5 ص 528

ышний Аллах прежде всего создал нур Мухаммада (мир ему и благословение). Затем из части его нура были созданы все творения от ‘Арша до седьмой земли. Затем его послали на землю милостью для всего созданного Аллахом. Есть и хадис самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):

انا من الله والمؤمنون من بعض نوري

Смысл: «Я – из нура Аллаха, а верующие – из файза моего нура». Таким образом, и жизнь Пророка (мир ему и благословение) – это милость, и смерть его – тоже милость. Когда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Моя жизнь для вас благо, и моя смерть – благо», сподвижники его спросили: «Твоя жизнь для нас благо, но какое благо нам в твоей смерти?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:

تعرض علي اعمالكم كل عشية الاثنين والخميس فما كان من خير حمدت الله تعالي وما كان من شر استغفر الله لكم "روح البيان" ج 5 ص 529

Смысл: «Каждый понедельник и четверг мне доставляют все хорошие и плохие деяния моей общины. Когда мне доставляют благие деяния, я благодарю Аллаха, а когда доставляют плохие – умоляю Его простить их».

Когда Пророк (мир ему и благословение) находился в Медине, к нему пришла группа самых известных христианских учёных из Наджрана. Их было четырнадцать человек. Это было время после предзакатного намаза. Они вошли в мечеть Пророка (мир ему и благословение) и собрались молиться, повернувшись к востоку – своей кибле. Сподвижники хотели запретить им молиться, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Оставьте их». Джабраил (мир ему) предупреждал Пророка (мир ему и благословение) о том, что они придут.

Затем их предводитель по имени Абу Харисат в сопровождении одного из них подошёл к Пророку (мир ему и благословение).

Пророк (мир ему и благословение) тут же сказал ему:

– Станьте мусульманами.

Тот ответил:

– Мы стали мусульманами раньше тебя.

Пророк (мир ему и благословение) возразил:

– Это ложь. От принятия Ислама вас удерживают три вещи: поклонение идолам, употребление свинины и утверждение, что у Аллаха есть сын.

– О Мухаммад (мир ему и благословение), – сказали они, – почему ты наговариваешь на нашего господина Ису (мир ему)?

Пророк (мир ему и благословение) спросил:

– Что я наговариваю на него?

– Ты же говоришь, что Иса (мир ему) является рабом, – ответили люди

из Наджрана.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

– Я говорю правду. Иса (мир ему) является рабом Аллаха, Его посланником, рожденным Марьям, которого Аллах поместил в её утробу без отца.

Наджранцы рассердились и спросили:

– Видел ли ты когда-нибудь человека, который родился без отца? Если он рождён без отца из человеческого рода, как ты говоришь, не означает ли это, что отцом его является Аллах?!

Пророк (мир ему и благословение) ответил:

– У Пророка Адама (мир ему и благословение) не было ни матери, ни отца, но из этого не следует, что он является сыном Аллаха. Так же и Иса (мир ему) не приходится сыном Аллаху.

В подтверждение ответов Пророка (мир ему и благословение) наджранцам и был ниспослан упомянутый выше аят о том, что появление на свет Пророка Исы (мир ему) подобно появлению на свет Адама (мир ему). Таким образом, четыре аята в начале суры «Али Имран» ниспосланы об этих наджранцах. Если кто интересуется, этот рассказ более подробно изложен в начале упомянутой суры.

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана»