Можно ли брать деньги за хиджаму (кровопускание)?

Вопрос: Везде, где предлагают услуги по кровопусканию (хиджаме), имеются расценки по их оплате. Но я слышал, что нежелательно зарабатывать на этом. В этой связи хотелось бы узнать, к какому виду деятельности, согласно Исламу, относится хиджама, и можно ли за неё брать деньги?

Ответ:

Деятельность хаджама (человека, проводящего процедуру кровопускания) относится к «фарзуль-кифаят», т. е.  к коллективной обязанности мусульман,  выполнение которой определённым количеством людей освобождает от ответственности остальных. Это такие обязанности, как  медицина, строительство больниц, вынесение фетв, заупокойная молитва, и т. д.

Имам аш-Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж», рассматривая этот вопрос, отмечает:

(والحرف والصنائع) كالتجارة والخياطة والحجامة...

«К коллективным обязанностям относятся такие профессии и ремёсла, как торговля, швейное дело, хиджама и т. д. » (См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 4, с. 281).

Хиджама

Учёные-богословы шафиитского мазхаба относительно заработка хиджамой сказали следующее.

Имам аль-Харамайн, в книге «Нихаят аль-Матлаб» пишет:

كسب الحجام حلال، ولو امتنع الاكتساب به مع مسيس الحاجة اليه لجر ذلك ضرارا عظيما...

«Заработок того, кто занимается кровопусканием, считается дозволенным. Если бы при острой нужде людей в этом такая деятельность была бы запретной, то это привело бы к очень негативным последствиям».

Далее он пишет:

الاكتساب بهذا وإن كان حلالا فلا ينبغي للإنسان ان يرغب فيه مع قدرته على نوع اخر من الكسب.

«Зарабатывать хиджамой дозволено, но человеку не следует стремиться к такому заработку, имея возможность зарабатывать другим способом» (См.: Нихаят аль-Матляб, т. 18, с. 216-217).

Хиджама

Имам ибн Руфг’а, да будет доволен им Аллах, в книге «Кифаят ан-Набих» утверждает:

...ومكروه وهو ما باشر في النجاسة كالحجام والجزار وكناس الحشوش والاقذار.

«Нежелательными профессиями считаются те, в которых предполагается контакт с нечистотами. Это ремесло хаджама, мясника, метельщика садов или мест, где есть нечистоты» (См.: Кифаят ан-Набих, т. 4, с. 245).

Однако согласно мазхабу имама Малика в этом вопросе нет даже нежелательности.

Ученый маликитского мазхаба Абу Валид аль-Баджи в книге «Аль-Мунтака шарх аль-Муватта» пишет следующее:

فاما أجرة الحجام فباح أكلها.

«Что касается оплаты труда хаджама, то она дозволена» (См.: Аль-Мунтака шарх аль-Муватта, т. 7, с. 298).

Заключение:

Хиджама

1. Согласно мазхабу имама аш-Шафи’и  хиджама является фарзуль-кифаятом — коллективной обязанностью. Тем не менее, зарабатывать хиджамой человеку нежелательно. Причина нежелательности в том, что он контактирует с нечистотами, в данном случае с кровью.

2. Согласно мазхабу имама Малика в таком заработке нет нежелательности.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com