Почему мы должны отвечать добром на притеснения и оскорбления?

Подставить другую щеку или ответить… добром?

Распространено убеждение, что принцип «око за око» является доминирующим в мусульманском сообществе, в котором не спешат подставить другую щеку, предпочитая ответить обидчику той же монетой. Да, право ответить есть, и это право служит целью показать неотвратимость наказания, дабы у лиц, одержимых насилием, не было оснований рассчитывать на безнаказанность. В тоже время религия Ислам побуждает каждого верующего не только переносить терпеливо все тяготы зла от окружающих, но и отвечать на них только добром. Об этом в частности повествуется в книге Муфтия Дагестана, шейха Ахмада Афанди «Благонравие праведников».

 

Обращаясь к мусульманам, Ахмад-Афанди отмечает, что в наше время ко злу исходящему от людей необходимо проявлять особенное терпение, и призывает верующих помнить, что на причиняющего зло и даже на побуждающего совершить его, Всевышний Аллах непременно направит тех, кому они не смогут противостоять. «Поэтому каждому рабу необходимо просить Всевышнего Аллаха о защите от смут и зла», – подчёркивает автор. 

Если же кто-либо не по своей вине будет втянут в какую-либо смуту, то самым благородным и правильным действием, по словам Муфтия РД, будет ответить на зло добром, как учит нас религиозная наука.

Притеснение

Тем, у кого отсутствуют силы поступить так, шейх рекомендует постараться простить притеснителей, проявив тем самым к ним снисходительность, дабы с помощью подобного проявления терпения потушить огонь смуты. 

А тем, кто так поступить не может, Ахмад-Афанди указывает на необходимость повиноваться предопределению Всевышнего, терпеливо и спокойно переносить вред, наносимый зачинщиками смуты, не предпринимая при этом каких-либо мер для ответного причинения вреда.

«Ну а если раба Аллаха всё-таки охватит огонь смуты, то отбиваться от него следует только наилучшим образом – с помощью мягкости и кротости. А если не получается поступить так, то подобает просто оставить препирающихся. А если же в конечном итоге раб Аллаха не сможет сделать и этого, то пусть он отражает это зло явным образом, самым наименьшим из возможного. Втайне же пусть многократно и постоянно молит Всевышнего Аллаха защитить от вреда притеснителей, пока Творец не примет его мольбу и не облегчит участь», – отмечает Муфтий Дагестана, подчёркивая, что «подобное соблюдение всех вышеупомянутых норм требует от нас наша религиозная наука».

Оскорбление

Автор призывает остерегаться своей вспыльчивости, что проистекает от внутреннего мрака невежества и себялюбия, которые так настойчиво требуют проявления ответного зла.

Здесь шейх поясняет, что «на того, кто спешит ответить злом на содеянное, даже если он будет из притеснённых, прольётся море вреда со стороны людей. Такого раба постигнет духовная погибель в обоих мирах. Всё это будет служить наказанием за то, что в момент испытания раб не прибегнул к помощи Всевышнего Аллаха».

В то же время Ахмад Афанди отмечает, что «если притеснённый смиренно обратится к Всевышнему Аллаху с мольбой, признавая при этом всю свою слабость и немощность, то Творец, безо всякой на то причины, избавит его от всякого зла со стороны людей. И раб после этого не найдёт для себя никаких трудностей. Или же Создатель займёт притеснителей чем-то другим, да так, что у них не останется времени на какие-либо угнетения. Также Аллах может ниспослать притеснённому великую милость и красивое терпение, благодаря которым этот раб будет достойно переносить всю горечь бед и невзгод до тех пор, пока не придёт облегчение от Всевышнего Аллаха. И вот тогда раб Аллаха удостоится награды в обоих мирах. Так, в дольнем мире он получит благой исход, и для людей выявится степень его терпения. А в вечной жизни он обретёт бесконечные дары, которыми без счёта Всевышний Аллах наделяет терпеливых». 

Оскорбление

Автор отмечает, что в Священном Коране есть множество аятов, повествующих о терпении, приводя некоторые из них. Так Всевышний в Коране говорит: «…и сбылось слово прекрасное Господа твоего, данное сынам Исраила за то, что они были терпеливы»* (смысл 137 аята суры «аль-А’раф»). В другом аяте говорится: «Если же вы воздержитесь от мщения и стерпите, то это будет лучше для терпеливых» (смысл 126 аята суры «ан-Нахль»).

Шейха разъясняет, что люди пребывают в постоянных трудностях и мучениях, претерпевая вред, наносимый друг другу, потому что не каждый человек способен извлечь поучительный урок для себя из всего упомянутого выше. «Подобных людей, – утверждает Муфтий РД, – ожидает великая опасность – погибель в обоих мирах, за исключением тех рабов, которые окружены заботой Всевышнего».

Почему же простые люди, когда их настигает какое-либо зло, во всём происходящем винят лишь своего обидчика? По словам автора, «всё это от того, что они беспечны и далеки от поминания Всевышнего Аллаха и Его мудростей». «Такие люди, – поясняет Ахмад Афанди, – непременно попытаются восстать против настигшего их зла посредством своей силы, хитрости и мощи своего нафса. Поэтому им приходится терпеть всё зло, наносимое людьми, а в качестве наказания им придётся долго пребывать заточёнными в темнице духовной слепоты».

Притеснение

В то же время проницательный и мудрый человек, по словам Муфтия РД, «всецело осознаёт, что всякое зло, причинённое людьми есть предопределение Всемогущего Аллаха, которому противостоять не в силах никто. Поэтому знания и разум покорного раба учат и требуют непрерывно обращаться с мольбой о помощи только лишь к Всевышнему Аллаху, признавая при этом свою слабость и немощность. Тем самым такой сын Адама (мир ему) крепко держится за мощь Всемогущего Аллаха, которая оберегает от всякого зла. И нет никакого сомнения в том, что в подобном случае раб Аллаха сможет без трудностей отразить зло, исходящее от людей. Ведь если бы даже загорелся огонь от зла, творимого людьми, то и он бы не смог навредить рабу, прибегающему к помощи Всевышнего Аллаха. Потому как никто и ничто не имеет власти над рабом, уповающим только лишь на Создателя».

Оскорбление

«В наше время, – утверждает шейх, – необходимость в терпении испытывает каждый человек». И тот, кто постоянно будет придерживаться правильного пути, о котором сказано выше, обретёт счастье в обоих мирах. А отступивший от этого пути будет вверен своему нафсу по велению Всевышнего Аллаха. После чего такой человек начнёт противостоять злу, исходящему от людей, с помощью своей силы и хитрости, вследствие чего он окончательно погибнет в этом и вечном мире».

«Поэтому необходимо вверять все свои дела Всевышнему Аллаху ещё до того, как люди успеют совершить какое-либо зло. Таково правило Всевышнего Аллаха по отношению к тем, кто обращается к Нему за помощью в самом начале своих дел. Следуй этому пути, ибо это драгоценное золото и скорое облегчение. Помощником же для этого является терпение», – резюмирует Муфтий РД, шейх Ахмад Афанди.

Примечание:

* Речь идёт об обещании Всевышним Аллахом бану (сынам) Исраиля победы над врагом и предоставлении им возможности жить на земле (сура «аль-Касас», аяты 5-6).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: vectorstock.com