Можно ли кушать раков, лягушек и змей?

Согласно шафиитскому мазхабу

Сейчас стали доступны очень разные виды животных: в кафе, ресторанах предлагают блюда даже из экзотических существ, на прилавках магазинов присутствуют различные полуфабрикаты, содержащие мясо земноводных. В связи с этим вопрос: можно ли употреблять в пищу мясо земноводных животных, таких как рак, лягушка, змея и т. п.?

Ответ:

Имам ан-Навави в книге «Минхадж ат-талибин» утверждает:

ﺣﻴﻮاﻥ اﻟﺒﺤﺮ اﻟﺴﻤﻚ ﻣﻨﻪ ﺣﻼﻝ ﻛﻴﻒ ﻣﺎﺕ، ﻭﻛﺬا ﻏﻴﺮﻩ ﻓﻲ اﻷﺻﺢ

«Употребление в пищу мяса морских животных (рыб) дозволено, как бы они ни умерли. Также дозволено употреблять мясо остальных морских животных, обитающих только в воде, согласно более достоверному мнению».

ﻭﻣﺎ ﻳﻌﻴﺶ ﻓﻲ ﺑﺮ ﻭﺑﺤﺮ ﻛﻀﻔﺪﻉ ﻭﺳﺮﻃﺎﻥ ﻭﺣﻴﺔ ﺣﺮاﻡ اه. (ص-٣٢٢)

«А употребление мяса земноводных животных, которые живут как на суше, так и в воде, подобно лягушке, раку и змее, запрещено». (См.: Минхадж ат-талибин, с. 322).

Черепаха

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» отмечает:

ﻭﺟﺮﻳﺎ ﻋﻠﻰ ﻫﺬا ﻓﻲ اﻟﺮﻭﺿﺔ ﻭﺃﺻﻠﻬﺎ ﺃﻳﻀﺎ ﻟﻜﻦ ﺗﻌﻘﺒﻪ ﻓﻲ اﻟﻤﺠﻤﻮﻉ ﻓﻘﺎﻝ:

«Имам Навави в своей книге "Равза ат-талибин" и имам ар-Рафии в книге "Аль-азиз" придерживаются этого же мнения. Однако имам ан-Навави в другом своём труде "Аль-маджму’" возразил этому мнению следующим образом:

اﻟﺼﺤﻴﺢ اﻟﻤﻌﺘﻤﺪ ﺃﻥ ﺟﻤﻴﻊ ﻣﺎ ﻓﻲ اﻟﺒﺤﺮ ﺗﺤﻞ ﻣﻴﺘﺘﻪ ﺇﻻ اﻟﻀﻔﺪﻉ ﺃﻱ ﻭﻣﺎ ﻓﻴﻪ ﺳﻢ،

"Более аргументированным считается мнение, согласно которому дозволено употреблять мясо всех животных, обитающих в воде, за исключением лягушек и ядовитых животных".

ﻭﻣﺎ ﺫﻛﺮﻩ اﻷﺻﺤﺎﺏ ﺃﻭ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﻣﻦ ﺗﺤﺮﻳﻢ اﻟﺴﻠﺤﻔﺎﺓ ﻭاﻟﺤﻴﺔ .. ﻣﺤﻤﻮﻝ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﻓﻲ ﻏﻴﺮ اﻟﺒﺤﺮ

"А что касается мнения сподвижников имама Шафии о недозволенности употребления мяса черепахи и змеи ..., то это мнение применимо к черепахам и змеям, которые обитают только на суше"».

Змея

Абдулхамид аль-Ширвани в своих субкомментариях к «Тухфат аль-мухтадж» пишет:

(ﻗﻮﻟﻪ ﻓﻲ اﻟﺮﻭﺿﺔ ﻭﺃﺻﻠﻬﺎ ﺇﻟﺦ) اﻋﺘﻤﺪﻩ اﻟﻨﻬﺎﻳﺔ

«Мнение о запрете употребления мяса земноводных, которого придерживаются ан-Навави в книге "Равзат ат-талибин" и Рафии в книге "Аль-азиз", Мухаммад ар-Рамли в книге "Нихаят аль-мухтадж" посчитал более верным».

ﻭاﻋﺘﻤﺪ اﻟﻤﻐﻨﻲ ﻣﺎ ﻓﻲ اﻟﻤﺠﻤﻮﻉ، ﻛﻤﺎ ﻫﻮ ﻇﺎﻫﺮ ﺻﻨﻴﻊ اﻟﺸﺎﺭﺡ (٩\٣٧٨)

«А мнение о дозволенности употребления мяса земноводных, кроме лягушки и ядовитых животных, которого придерживается ан-Навави в книге "Аль-маджму’", посчитал более аргументированным аль-Хатиб аль-Ширбини в своём труде "Мугни аль-мухтадж", как это ясно и из комментариев автора (то есть ибн Хаджара аль-Хайтами)». (См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 9, с. 378).

Заключение:

В вопросе употребления в пищу мяса земноводных, кроме лягушки и ядовитых животных, в шафиитском мазхабе есть два равносильных мнения. Следовательно, в подобных вопросах можно придерживаться любого из них.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: vectorstock.com