Можно ли открывать кафе в Рамадан?

Вопрос: Дозволено ли открывать рестораны, кафе и другие учреждения общепита в дневное время суток в месяце Рамадан?

Ответ:

Соблюдение поста в Рамадан – четвёртый столп Ислама. Всевышний разрешил не поститься лишь тому, у кого есть уважительная причина, и это разрешение действует лишь до тех пор, пока причина не будет устранена.

Однако пропустивший пост обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. Всевышний Аллах в Коране говорит:

فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ (البقرة: آية 185)

Смысл: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает затруднения. Он желает, чтобы вы довели до определенного количества число дней (поста) и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «аль-Бакара», аят. 185).

Кафе

Пророк предостерегает от проявления небрежности в отношении соблюдения поста. «Тот, кто, будучи здоровым или не имея другой уважительной причины, пропустит один день поста месяца Рамадан, не сможет возместить его, даже если будет поститься всю свою жизнь непрерывно», – говорится в хадисе, переданном ат-Тирмизи в его сборнике «Сунан Тирмизи», также Абу Давудом, ан-Насаи и ибн Хузаймой.

Предостережение Посланника Божьего касается не только несоблюдения поста — оно распространяется также и на содействие в нарушении поста другим человеком, то есть на предоставление пищи в дневное время месяца Рамадан кому-либо, вне зависимости от того, мусульманин он или нет.

Тот, кто содействует в несоблюдении поста другим человеком без уважительной причины, рассматривается Шариатом в качестве соучастника в грехе. Любой поступок, приводящий к запретному, также является запретным.

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет:

(ﻭمن المنهي عنه ﺑﻴﻊ) ﻧﺤﻮ اﻟﺮﻃﺐ ﻭاﻟﻌﻨﺐ ﻟﻌﺎﺻﺮ اﻟﺨﻤﺮ ﺃﻱ ﻟﻤﻦ ﻳﻈﻦ ﻣﻨﻪ ﻋﺼﺮه ﺧﻤﺮا ﺃﻭ ﻣﺴﻜﺮا.

 

«Также запрещается продавать свежие финики и виноград виноделу, если есть предположение, что покупатель приготовит из него вино или другой опьяняющий напиток».

Абдуль Хамид аш-Ширвани в своём дополнении к «Тухфат аль-Мухтадж», комментируя слова Ибн Хажара, отмечает:

Столовая

ﻗﻮﻟﻪ: (ﻭﻣﺜﻞ ﺫﻟﻚ ﺇﻟﺦ) ﻭﻣﺜﻞ ﺫﻟﻚ ﺇﻃﻌﺎﻡ ﻣﺴﻠﻢ ﻣﻜﻠﻒ ﻛﺎﻓﺮا ﻣﻜﻠﻔﺎ ﻓﻲ ﻧﻬﺎﺭ ﺭﻣﻀﺎﻥ ﻭﻛﺬا ﺑﻴﻌﻪ ﻃﻌﺎﻣﺎ ﻣﺎ ﻋﻠﻢ ﺃﻭ ﻇﻦ ﺃﻧﻪ ﻳﺄﻛﻠﻪ ﻧﻬﺎﺭا ﻛﻤﺎ ﺃﻓﺘﻰ ﺑﻪ ﺷﻴﺨﻨﺎ اﻟﺸﻬﺎﺏ اﻟﺮﻣﻠﻲ - ﺭﺣﻤﻪ اﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ - ﻷﻥ ﻛﻼ ﻣﻦ ﺫﻟﻚ ﺗﺴﺒﺐ ﻓﻲ اﻟﻤﻌﺼﻴﺔ ﻭﺇﻋﺎﻧﺔ ﻋﻠﻴﻬﺎ ﺑﻨﺎء ﻋﻠﻰ ﺗﻜﻠﻴﻒ اﻟﻜﻔﺎﺭ ﺑﻔﺮﻭﻉ اﻟﺸﺮﻳﻌﺔ ﻭﻫﻮ اﻟﺮاﺟﺢ.

«…мусульманину запрещено в дневное время месяца Рамадан угощать также и немусульманина, достигшего шариатского совершеннолетия. Запрещено продавать ему еду, зная или предполагая, что он будет принимать её днём, согласно фетве, которую вынес наш шейх великий учёный аш-Шихабу ар-Рамали, да смилостивится над ним Аллах, поскольку в этом есть содействие в совершении греха, учитывая, что, согласно сильному мнению, обязанность соблюдения второстепенных норм Шариата возлагается также и на немусульман».

Большинство учёных ахлю-сунна едины во мнении относительно того, что обязанность соблюдения второстепенных норм Шариата возлагается и на немусульман.

Авторитетный учёный ханбалитского мазхаба ибн Наджар аль-Футухи в книге «Шарх аль-Кавкаб» утверждает:

Пицерия

والكفار مخاطبون بالفروع -أي بفروع الإسلام- كالصلاة والزكاة والصوم ونحوها. عند الإمام أحمد والشافعي والأشعرية وأبي بكر الرازي والكرخى وظاهر مذهب مالك فيما حكاه القاضي عبد الوهاب وأبو الوليد الباجي اه.

«…согласно мнению имама Ахмада, имама Шафии, учёных-ашаритов Абу Бакра ар-Рази, аль-Кархи и сильному мнению мазхаба Малика, которое передают аль-Кади Абдуль-Ваххаб и Абуль Валид аль-Баджи, обязанность соблюдения второстепенных норм шариата, таких как намаз, пост, закят и других, возлагается и на неверных».

Ибну Абидин в своём «Хашияте» пишет следующее:

...ﻭاﻷﺻﺢ ﺧﻄﺎﺑﻬﻢ ﻭﻋﻠﻴﻪ ﻓﻴﻜﻮﻥ ﺇﻋﺎﻧﺔ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺼﻴﺔ، ﻓﻼ ﻓﺮﻕ ﺑﻴﻦ اﻟﻤﺴﻠﻢ ﻭاﻟﻜﺎﻓﺮ ﻓﻲ ﺑﻴﻊ اﻟﻌﺼﻴﺮ ﻣﻨﻬﻤﺎ ﻓﺘﺪﺑﺮ.

«…согласно достоверному мнению (асах), на неверных возлагается обязанность соблюдения второстепенных норм Шариата. Из этого следует, что продажа винограда кому-либо, если есть уверенность или предположение, что покупатель приготовит из него вино, означает содействие греху. В вопросе о продаже сока (винограда) нет разницы, кому продавать – мусульманину или неверному, т.е. запрещается продавать и первому, и второму». (См.: Тухфат аль-Мухтаж, т. 4, с. 316).

Заключение:

Кафе

1. Из вышесказанного следует, что нельзя в дневное время месяца Рамадан угощать как мусульманина, так и немусульманина, если вы полагаете или знаете, что у него нет причины, которая дозволяла бы ему не соблюдать пост.

2. А если же вы сомневаетесь в этом, то вам нежелательно его угощать, пока вы не узнаете, что у него есть уважительная причина. А если же вы знаете, что у него есть причина, по которой ему дозволяется не поститься, то вам разрешено его угощать, даже если вы сами поститесь.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com