Можно ли купаться голым?

Вопрос: Всю жизнь перед купанием в бане снимал всю одежду и купался голым. Но недавно услышал, что купаться предпочтительнее, прикрыв срамные места (аврат), даже находясь в бане один. Действительно ли это так или всё же можно купаться голым?

Ответ:

Хвала Аллаху ﷻ, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммадуего семейству и всем сподвижникам. Далее:

Первое, имам аль-Бухари привёл хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Божий сказал: «Муса (мир ему) был очень стеснительным, прикрывающим своё тело, из его тела ничего не было видно по причине его стыдливости. По этой причине некоторые сыны Исраиля злословили в его адрес. Они стали распространять о нём слухи, что он так тщательно скрывается, только из-за какого-то дефекта на его коже: либо проказы, либо грыжи, либо другого недуга. Всевышний Аллах пожелал оправдать его от этой клеветы. В один из дней Муса (мир ему) отошёл в безлюдное место, чтобы искупаться, разделся и положил одежду на камень. Когда он закончил мыться и потянулся, чтобы взять одежду, камень покатился вместе с его одеждой. Муса (мир ему) схватил свой посох и побежал за ним, восклицая: «Верни мою одежду, камень! Верни мою одежду, камень!» Так он добежал до группы сынов Исраиля и они увидели его нагим, и что он был создан Аллахом в наилучшем виде. Таким образом, Всевышний оправдал Мусу (мир ему) от того, что на него наговаривали. А камень тот час же остановился. Муса (мир ему) взял свою одежду, надел её и стал бить посохом камень. Клянусь Аллахом, на том камне остались следы от его трёх, четырёх или пяти ударов. Об этом и говорилось в словах Всевышнего Аллаха в Коране: «О вы, которые уверовали! Не оскорбляйте пророка и не причиняйте ему никакой обиды! Не уподобляйтесь тем из народа Мусы, которые поносили его, но Аллах оправдал его от того, что они ему приписывали, и он был уважаемым у Аллаха» (смысл 69 аята суры «аль-Ахзаб», тафсир «аль-Мунтахаб»).

إِنَّ مُوسَى كَانَ رَجُلاً حَيِيَّاً سِتِّيراً لَا يُرَى مِنْ جِلْدِهِ شَيْءٌ اسْتِحْيَاءً مِنْهُ, فَآذَاهُ مَنْ آذَاهُ مِنْ بَنِي إِسْرَائِيلَ. فَقَالُوا: مَا يَسْتَتِرُ هَذَا التَّسَتُّرَ إِلَّا مِنْ عَيْبٍ بِجِلْدِهِ, إِمَّا بَرَصٌ ـ مُحَرَّكَةٌ بَيَاضٌ يَظْهَرُ فِي ظَاهِرِ الْبَدَنِ لِفَسَادِ مِزَاجٍ ـ وَإِمَّا أُدْرَةٌ ـ نَفْخَةٌ فِي الْخُصْيَةِ ـ  وَإِمَّا آفَةٌ. وَإِنَّ اللهَ أَرَادَ أَنْ يُبَرِّئَهُ مِمَّا قَالُوا لِمُوسَى, فَخَلَا يَوْماً وَحْدَهُ, فَوَضَعَ ثِيَابَهُ عَلَى الْحَجَرِ, ثُمَّ اغْتَسَلَ, فَلَمَّا فَرَغَ أَقْبَلَ إِلَى ثِيَابِهِ لِيَأْخُذَهَا وَإِنَّ الْحَجَرَ عَدَا بِثَوْبِهِ ـ فَرَّ وَمَضَى مُسْرِعاً ـ فَأَخَذَ مُوسَى عَصَاهُ وَطَلَبَ الْحَجَرَ, فَجَعَلَ يَقُولُ: ثَوْبِي حَجَرُ ثَوْبِي حَجَرُ ـ أَيْ أَعْطِنِي ثَوْبِي, أَوْ رُدَّ ثَوْبِي, وَحَجَرُ بِالضَّمِّ عَلَى حَذْفِ النِّدَاءِ ـ حَتَّى انْتَهَى إِلَى مَلَإٍ مِنْ بَنِي إِسْرَائِيلَ, فَرَأَوْهُ عُرْيَاناً أَحْسَنَ مَا خَلَقَ اللهُ وَأَبْرَأَهُ مِمَّا يَقُولُونَ, وَقَامَ الْحَجَرُ فَأَخَذَ ثَوْبَهُ فَلَبِسَهُ وَطَفِقَ ـ أَخَذَ وَشَرَعَ ـ بِالْحَجَرِ ضَرْباً بِعَصَاهُ, فوالله إِنَّ بِالْحَجَرِ لَنَدَباً مِنْ أَثَرِ ضَرْبِهِ ثَلَاثاً أَوْ أَرْبَعاً أَوْ خَمْساً؛ فَذَلِكَ قَوْلُهُ: ﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ آذَوْا مُوسَى فَبَرَّأَهُ اللهُ مِمَّا قَالُوا وَكَانَ عِنْدَ الله وَجِيهاً﴾

Ванная

Во-вторых, имам ат-Тирмизи приводит хадис от Бахза бин Хакима, а тот от своего отца, а тот от своего деда. Он сказал: «Я спросил: «О Посланник Аллаха! От кого нам следует скрывать свой аврат (срамные места), а от кого можно не скрывать? Пророк ответил: «Скрывай свой аврат от всех, кроме своей супруги и своих рабынь». Тогда я сказал: «О Посланник Аллаха! А если такая ситуация, что мужчины и женщины вперемешку?» Пророк ответил: «Если можешь скрыть от всех – скрой». Тогда я вновь спросил: «О Посланник Аллаха! А если кто-то из нас будет наедине сам с собой?». Пророк ответил: «Аллах достойнее людей, чтобы Его стеснялись».

روى الترمذي عن بَهْزِ بْنِ حَكِيمٍ, عَنْ أَبِيهِ, عَنْ جَدِّهِ قَالَ: قُلْتُ: يَا نَبِيَّ الله, عَوْرَاتُنَا مَا نَأْتِي مِنْهَا وَمَا نَذَرُ؟ قَالَ: "احْفَظْ عَوْرَتَكَ إِلَّا مِنْ زَوْجَتِكَ أَوْ مَا مَلَكَتْ يَمِينُكَ". قُلْتُ: يَا رَسُولَ الله, إِذَا كَانَ الْقَوْمُ بَعْضُهُمْ فِي بَعْضٍ؟ قَالَ: "إِن اسْتَطَعْتَ أَنْ لَا يَرَاهَا أَحَدٌ فَلَا يَرَاهَا". قَالَ: قُلْتُ: يَا نَبِيَّ الله, إِذَا كَانَ أَحَدُنَا خَالِياً؟ قَالَ: "فاللهُ أَحَقُّ أَنْ يُسْتَحْيَا مِنْهُ مِن النَّاسِ"

В этом месте имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) в своём сборнике достоверных хадисов сделал раздел и назвал его «Раздел о том, кто купается голым наедине сам с собой, всё же скрыть свой аврат покрывалом предпочтительнее».

Заключение:

Душ

Нет никакого греха за то, что купаешься голым, будучи один, однако прикрывать аврат – предпочтительнее. Ибо Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы Его стыдились больше, чем людей. Имам Ахмад передал от Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Кто верует в Аллаха и в Судный день пусть не садится за стол, на котором имеется алкоголь. Кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть не заходит в баню, кроме как с прикрытым авратом, и пусть женщина, которая верует в Аллаха и в Судный день, не заходит в баню (здесь имеется ввиду общая, публичная баня, в которой присутствуют и мужчины. – Переводчик)».

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بالله وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلَا يَقْعُدَنَّ عَلَى مَائِدَةٍ يُدَارُ عَلَيْهَا بِالْخَمْرِ, وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بالله وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلَا يَدْخُل الْحَمَّامَ إِلَّا بِإِزَارٍ, وَمَنْ كَانَتْ تُؤْمِنُ بالله وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلَا تَدْخُلْ الْحَمَّامَ

И это (веление прикрывать свой аврат мужчинам) относится только к общественным баням. Однако рекомендуется купаться, прикрыв аврат, даже если находишься один. А Всевышний Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com

Рекомендуем к прочтению:

Аврат мужчины в шафиитском мазхабе

Условия полного омовения

Нужно ли делать малое омовение при совершении купания?

Этика соблюдения чистоты и личной гигиены

Места на хадже, где желательно искупаться