Можно ли женщинам посещать мечети?

Вопрос: Существует хадис: «Не препятствуйте рабыням Аллаха в посещении мечетей». А в версии хадиса, которую приводит Абу Дауд, добавлено: «…но их дома лучше для них».

Некоторые алимы не рекомендуют женщинам посещать мечети. Ведь есть же прямой текст, где сказано, чтобы не запрещали им это. И вообще, что скажете на счёт этого хадиса и добавления в его вторую версию слов «...но их дома лучше для них» – это достоверно?

Ответ:

عبارة تحفة المحتاج.

للخبر الصحيح {لا تمنعوا نساءكم المساجد وبيوتهن خير لهن}

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» (т. 3, с. 13) утверждает:

В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, сказано: «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, но их дома лучше для них».

فإن قلت إذا كانت خيرا لهن فما وجه النهي عن منعهن المستلزم لذلك الخير قلت أما النهي فهو للتنزيه كما يصرح به سياق هذا الحديث ثم الوجه حمله على زمنه صلى الله عليه وسلم أو على غير المشتهيات إذا كن مبتذلات

У кого-то может возникнуть вопрос: раз им лучше совершать намазы дома, то в чём смысл слов Пророка «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети»? Смысл в том, что слова Пророка в этом хадисе носят рекомендательный характер – танзих, т.е., не будет греха, если запретить.

Согласно другой версии, запрещать нельзя было только женщинам времён Пророка .Также есть версия, согласно которой, нельзя запрещать женщинам, к которым мужчины обычно не испытывают влечения и которые идут в непривлекательной, заношенной одежде.

Женщина в мечети

، والمعنى أنهن ، وإن أريد بهن ذلك ونهى عن منعهن ؛ لأن في المسجد لهنхخيرا فبيوتهن مع ذلك خير لهن

Суть вышеприведённого заключается в следующем: хотя и нельзя запрещать женщинам посещать мечети, и для них это является дозволенным деянием, так как в мечети для них есть благо, но всё же дома для них блага больше, чем в мечети.

ومن ثم كره لها حضور جماعة المسجد إن كانت تشتهى ولو في ثياب رثة أو لا تشتهى وبها شيء من الزينة أو الطيب وللإمام أو نائبه منعهن حينئذ كما أن له منع من أكل ذا ريح كريه من دخول المسجد ويحرم عليهن بغير إذن ولي

أو حليل أو سيد أو هما في أمة متزوجة ومع خشية فتنة منها أو عليها

Поэтому нежелательно (карахат) посещать мечети для совершения коллективной молитвы тем женщинам, к которым у мужчин может возникнуть влечение, даже если те будут в непривлекательной, заношенной одежде. Нежелательно посещать мечети и женщинам, к которым обычно не испытывают влечения, но которые идут туда, приукрасившись и умастившись благовониями, тем самым привлекая к себе внимание мужчин. Имам мечети или его заместитель имеют право запретить таким женщинам заходить в дом Аллаха.

Также:

Незамужним женщинам запрещено (харам) посещать мечети без разрешения опекуна, а замужним – без разрешения мужа. Также запрещено женщинам посещать мечети, если есть вероятность возникновения у них в отношении мужчин или у мужчин в отношении женщин непристойных мыслей или действий.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru