Деньги – зло или благо?

Имущество это то, с чем мы сталкиваемся буквально ежедневно. Поэтому важно уметь правильно им распоряжаться, дабы не оказаться в итоге в убытке. Алгоритм поведения с материальными благами достаточно подробно расписан в Коране и изречениях Пророка .

Во-первых, надо знать, как к нему обращаться; надо усвоить то, что это имущество принадлежит Всевышнему. Если человек утверждает, что он это заработал своим трудом, благодаря своим знаниям, и считает, что этим имуществом он может распоряжаться так, как ему угодно, то таким образом человек совершает тяжкий грех. В своё время так полагал Карун из общины пророка Мусы (мир ему). Он был очень богатым человеком и полагал, что это имущество приобрел благодаря своему опыту, знаниям, умению вести торговлю и т.д. Муса (мир ему) призывал его, чтобы он выплачивал закят, а Карун отвечал, что все заработал своим трудом, своим потом и знаниями, и ничего не платил. Всевышний наказал его очень жестоко. Он вместе со своим имуществом был поглощён землёй.

Также в Коране Всевышний говорит:

وَآتُوهُم مِّن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ

(смысл): «… И давайте им из имущества Аллаха , которым Он вас наделил…» (Сура «Ан-Нур», аят 33). Из имущества, которое Аллах вам дал.

Деньги – зло или благо?

Также в Коране сказано:

آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَأَنفِقُوا مِمَّا جَعَلَكُم مُّسْتَخْلَفِينَ فِيهِ فَالَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَأَنفَقُوا لَهُمْ أَجْرٌ كَبِيرٌ

(смысл): «Уверуйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте на пути Аллаха имущество, в котором Он сделал вас наследниками тех, кто был до вас. И Он сделает наследниками этого имущества тех, кто будет жить после вас» (сура «Аль-Хадид», аят 7).

В хадисе сказано: «Поистине, этот мир сладок, прекрасен, свеж, подобно зелени. Воистину, Всевышний даёт вам распоряжаться этим миром, имуществом – для испытания. Аллах смотрит на то, как вы поступите. Так остерегайтесь мирского и смуты женщин. Поистине, первая смута, которая произошла в бану Исраилях, было испытание женщинами».

Истинный владелец всех богатств – Всевышний Аллах. Всевышний спросит в Судный день с раба, которому Он дал богатство: «О Мой раб! Я дал тебе имущество, как ты поступил с ним?» Раб ответит: «О мой Господь, я ничего из него никому не расходовал из-за боязни, что мои дети после меня останутся в нищете. Так и произошло, после тебя твои дети стали нищими». Этот человек не выплачивал закят – хотел оставить своим детям. Всевышний спросит также у другого богатого человека. Он ответит: «О мой Аллах, богатство – это и зло, и добро. Я выплачивал закят, раздавал милостыню, и уповаю на то, что Ты лучший хранитель, и Ты не оставишь моих детей после меня в нищете. Ты самый Милостивый». Всевышний скажет ему: «Я действительно оберёг твоих детей от нищеты».

Деньги – зло или благо?

Во-вторых, мы должны усвоить то, что имущество – благо и милость Всевышнего. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Разве Аллах не нашёл тебя сиротой, и Он тебя приютил. Разве Он не нашёл тебя незнающим (незнающим веления шариата), и Он тебе дал знание. Аллах нашёл тебя нуждающимся, и затем освободил от нужды» (сура «Аз-Зуха», аяты 6 – 8).

Говорят, что деньги – это зло. Нет, деньги – это благо, но мы с вами порою превращаем их в зло. Все зависит от того, каким путём мы зарабатывает средства и как ими, впоследствии, распорядимся. Сподвижник Пророка Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как прекрасно имущество, с помощью которого я оберегаю свою честь и с его помощью приближаюсь к Господу».

Посланник Аллаха рассказывает о 4 категориях богатых людей, которые воскреснут в Судный день:

1. Те, кто собирали имущество дозволенным способом, но израсходовали на запретное; они отправятся в Ад.

2. Те, кто собирали имущество запретным путем, но израсходовали на дозволенное; они тоже отправятся в Ад.

3. Те люди, которые собирали имущество запретным путём и израсходовали на запретное, тоже будут в Аду.

4. Того, кто заработал имущество дозволенным путём и израсходовал его на дозволенное, Всевышний остановит и спросит: «Из-за своего имущества не пропускал ли ты намазы, не стал ли гордым, не страдали ли твои соседи, не ущемлял ли ты кого-либо?»

«Воистину, Всевышний запретил три вещи, и среди них – расточительство»

Пророк говорит: «Воистину, Всевышний запретил три вещи, и среди них – расточительство».

Почему запрещено расточительство? Потому что когда человек неразумно расходует своё имущество, он остается ни с чем и начинает посягать на имущество чужое. Он берёт деньги под проценты, чтобы вернуться к прежнему образу жизни.

Пророк говорит: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не опросят о четырёх вещах: его жизни и как он провёл её; его знаниях и каким из них он следовал; его имуществе и каким путём он приобрёл его и на что расходовал; а также о его теле и в каком виде он его содержал» (имам ат-Тирмизи). Тех, кто расточительствует свое имущество, Всевышний называет братьями сатаны. В Коране сказано (смысл): «Воистину, расточители – братья сатаны, и, воистину, сатана оказался неверующим перед своим Господом» (сура «Аль-Исра», аят 27). Есть еще хуже этого расточительства – когда человек расточительствует в ослушание Всевышнего. Всевышний говорит (смысл): «О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом , но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом . Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (сура «Аль-Араф», аят 31).

Также Господь ненавидит скупость, особенно по отношению к своей семье. Есть такие люди, которые жалеют копейку на нужды семьи, а для друзей им ничего не жалко.

Деньги – зло или благо?

Пророк говорил, что есть три дела, которые спасают человека, и три дела, которые его губят. К первым относятся: справедливость в гневе и в довольстве; страх перед Аллахом , скрытый и явный; умеренность в богатстве и бедности. Губят же человека такие поступки, как неуемная жадность и скупость; человеческая страсть, подчинение ей; самолюбие и довольство собой. Всевышний восхваляет людей, которые умеренны в расходах, не расточительствуют, но и не скупы.

Один из арабских поэтов сказал:

Когда имущество к нам приходило сполна,
Мы расходовали его, мы были расточительны,
И не было у нас ума, чтобы задуматься над этим.
Когда лишились мы имущества, вернулся ум наш,
Однако не было уже у нас имущества.

Дай Аллах , чтобы наше имущество стало ключом от Рая, а не дорогой в Ад, и чтобы мы израсходовали его там, где есть довольство Всевышнего! Амин.