Самоотверженность, великодушие и щедрость.

Сущность щедрости.

Знайте, что сущность щедрости заключается в том, чтобы не испытывать трудности жертвуя чем-либо ради других.

Также сказали: «Щедрость – это готовность пожертвовать чем-либо при первом появлении мысли об этом».

Праведник ад-Даккак (да будет свята его душа) говорил: «Щедростью не считается, когда богатый отдаёт бедному. Щедрость заключается в том, чтобы нуждающийся отдавал состоятельному».

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «А те, которые жили в Медине и уверовали до прихода мекканцев, любят переселившихся к ним из Мекки, не испытывают в сердцах никакой нужды в том имуществе, что им передано и отдают им предпочтение перед собой, даже если сами находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность к мирскому богатству – они и есть преуспевшие» (сура «аль-Хашр», аят 9).

 

Этот аят был ниспослан об ансарах, которые жили в Медине до переселения к ним мухаджиров из Мекки. Ансары любили переселившихся к ним мекканцев, они не испытывали никакой нужды в доле трофеев, которые предназначались лишь переселенцам из Мекки, и не завидовали им в этом. У них в сердцах не было ни малейшего возражения против решения Аллаха, в котором Он особо выделил мухаджиров, хотя сами ансары находились в нужде и стесненном положении.

Также говорят, что этот аят был ниспослан об одном из мединских мусульман, которому подарили варёную голову овцы. Он обошёл семь домов в поисках того, кому он мог бы пожертвовать эту голову, но жители каждого из домов предлагали ему отдать ее другому так, что в конце концов он вернулся в первый дом.

Также говорят, что данный аят был ниспослан о другом человеке из мединцев. Когда к нему пришёл гость, ансар поставил перед гостем еду, погасив свечу, чтобы тот подумал, что хозяин тоже ест вместе с ним. Так этот ансар отдал предпочтение своему гостю перед собой и своей семьей. И об этом Всевышним был ниспослан указанный аят.

 

Говорят: «Великодушен тот, кто воздвиг дом для своих гостей и братьев. А скуп тот, кто построил дом для себя». Также говорят: «Самоотверженный человек отдает предпочтение перед собой сытому, когда сам при этом испытывает голод». То есть самоотверженный человек готов пожертвовать собственными интересами в интересах другого человека, не считаясь при этом со своими нуждами. Он скорее отдаст пищу другому, пусть даже тому, кто не так голоден, нежели поест сам.

В хадисе сказано: «В этом мире никогда не было народа, в котором бы не было как щедрых, так и скупых людей, кроме ансаров. Поистине, они все щедрые и нет среди них скупых».

 

Сподвижник Хузайфа аль-Адави (да будет доволен им Аллах) рассказал: «В день битвы при Ярмуке я отправился на поиски двоюродного брата. У меня с собой было немного воды, чтобы напоить его. Дойдя до него, я сказал: «Я напою тебя», и он кивнул головой в знак согласия. Тогда до нас донесся стон умирающего от жажды. Мой двоюродный брат сделал жест, чтобы я напоил этого человека. Им оказался Хишам ибн Ас (да будет доволен им Аллах). Я спросил, напоить ли его, и он кивнул утвердительно. Тут Хишам (да будет доволен им Аллах) услышал стон другого умирающего от жажды человека и сделал жест, чтобы я отправился к нему. Когда я дошёл до него, тот человек уже умер. Тогда я вернулся к Хишаму (да будет доволен им Аллах). Но и он тоже успел покинуть этот мир. Тогда я возвратился к двоюродному брату, но и его тоже я нашёл мёртвым».

Это примеры жертвования своим нафсом ради сохранения жизни других. Этот вид самоотверженности намного выше, чем жертвование своего имущества.

 

В книге «ат-Такмила» сказано: «Самым достоверным является то, что указанный аят был ниспослан относительно сподвижника Абу Тальхи аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Когда к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришёл гость, у него дома не оказалось ничего, чем можно было бы угостить гостя. Тогда Пророк (мир ему и благословение) обратился к сподвижникам: «Не найдется ли среди вас тот, кто угостит этого человека, да смилуется над ним Аллах?» Тогда Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) встал, отправился с гостем домой и сказал своей жене: «Окажи почтение гостю Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Тогда она уложила спать детей, которые собирались поесть, погасила свет и накормила гостя. Хозяева сделали вид, что едят вместе с ним, но не ели. Тогда был ниспослан вышеназванный аят Корана.

 

У праведных предшественников умения ограничиваться малым из мирского, довольства сердец и благодати было намного больше.

Рассказывают, что некий царь сказал своему визирю: «Ученые лучше состоянием и сердцами, чем суфии». А визирь возразил и потом добавил: «Мы испытаем их в двух делах».

1. Он отправил одного человека с несколькими тысячами дирхемами в медресе и велел сказать ученым: «Царь велел мне отдать эти дирхемы самому достойному и совершенному из вас. Так кто же он?» Тогда один из них сказал: «Это я!», а другой возразил: «Он соврал, это я самый достойный!» Так каждый из них стал оспаривать, что он самый лучший.

Тогда посланец сказал: «Я не смогу определить самого достойного из вас», и не отдал никому этих денег. Он вернулся и рассказал о случившемся.

Тогда визирь отправил эти средства в обитель суфиев, которые поступили прямо противоположно тому, что сделали ученые. Каждый из них говорил: «Он лучше меня! Он достойнее меня!»

 

2. Визирь отдал посланцу меч и сказал ему: «Отправляйся в обитель суфиев и скажи им: «Царь приказал мне отсечь голову вашему предводителю. Кто же это?» Один из них сказал: «Я главный», а другой возразил: «Нет, я». Так же ответили все, отдавая предпочтение жизни других и жертвуя собой ради сохранения жизни своего товарища. Посланец сказал, что он так и не смог определить, кто из них является предводителем, вернулся обратно и рассказал о случившемся.

Тогда его отправили с мечом к учёным, которые поступили противоложно тому, что сделали суфии. Этот довод визиря оказался весомее довода царя.

 

Ты видишь, что мюриды нашего времени в городах и сёлах ведут себя совсем не так, как мюриды тех времен. Великий праведник Абу Язид аль-Бастами (да будет свята его душа) сказал: «Некий юноша из Балха одолел меня. Он спросил: «Каков предел отрешенности от мирского (зухд) для вас?» Я ответил: «Если мы находим то, что можно есть, мы едим это, а если не находим, то проявляем терпение». Этот юноша сказал: «У нас в Балхе собаки так поступают. А мы же, если не находим ничего съестного, выражаем благодарность Аллаху, а если находим что можно поесть, то отдаём предпочтение другим перед собой».

 

из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана 


Читайте опубликованные ранее главы из данной книги поочередно

 

1. Сущность человеческого нафса



2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)



3. Три способа очищения нафса (Эго)  



4. Четыре разновидности смерти нафса (Эго)



5. Самоконтроль



6. Шесть причин падения нравов



7. Самодовольство



8. Начало любой духовной степени  



9. Зависть и ненависть  



10. Исцеление от высокомерия  



11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс  



12. Гнев и его причины  



13. Какая связь между нашими поступками и снами?  



14. Как поступать если охватывает гнев  



15. Хула хуже, чем прелюбодеяние  



14. Любовь к благам мирской жизни  



15. Ведь каждый в мире странник  



16. Проявление рабства перед Господом и его сущность



17. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?  



18. Себя не оправдывай, других не порицай  



19. Ты - раб того, что занимает твое сердце.  



20. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего



21. Плоды рабства перед Всевышним  



22. Довольство Господо, таслим и тафвиз  



23. Довольство предопределением и полное повиновение  



24. Покой в полной покорности  



25. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность  



26. Стыдливость исходит от веры  



27. Благонравие и его достоинства  



28. Благонравие – основа религии  



29. 13 высказываний о благонравии  



30. 14 примеров проявления благонравия  



31. Отрешенность от благ мирской жизни  



32. Сущность отрешенности от мирской жизни  



33. Как бороться с любовью к мирскому  



34. Мерило ценности  



35. Отрешенность Пророка (ﷺ) от мирского



36. Правдивость (сидку) и ее смысл



37. 9 высказываний о правдивости



38. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу



39. Четыре разновидности терпения (сабр)



40. Необходимость проявления терпения при ущемлении прав(сабр)



41. 13 молитв для проявления терпения



42. Кому принадлежит предопределение



43. Признак того, что Конец Света близко

44. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость.

45. Ревность.