Ревность

Знайте, что ревность – это нежелание соучастия другого в чем бы то ни было.

Известный праведник аш-Шибли (да будет свята его душа) сказал: «Ревность бывает двух видов: человеческая ревность к нафсам и божественная ревность к сердцам».

Аш-Шибли (да будет свята его душа) также говорил: «Божественная ревность к вздохам человека – это напрасная их трата на что-либо другое, помимо Всевышнего Аллаха».

Говорят: «Ревность бывает двух видов: ревность Всевышнего Аллаха к рабу – нежелание Господа обращения Своего любимого раба к людям. И ревность раба к Аллаху – посвящение рабом всех своих состояний и каждого вздоха лишь одному Всевышнему Аллаху. Ревность к Аллаху обязывает раба возвеличивать предписания Творца и очищать свои деяния для Него».

Знайте, что правило Всевышнего Аллаха по отношению к Своим любимцам (авлия) таково: если в их сердцах займет место что-либо помимо Творца или если они обратят внимание на что-либо другое, помимо Создателя, то Аллах мешает им в этом. Всевышний ревнует к их сердцам, всецело и искренне обращая их к Себе, освободив их от всего постороннего, что было в них.

Это подобно случаю с пророком Адамом (мир ему). Когда Адам (мир ему) подготовил себя к вечному пребыванию в Раю, Аллах вывел его оттуда.

Подобное же имело место и с пророком Ибрахимом (мир ему), который стал восхищаться своим сыном Исмаилом (мир ему). Аллах велел ему принести сына в жертву, пока чувство восхищения не покинуло его сердце и его душа не очистилась от этого. А после этого Творец повелел вместо сына принести в жертву барана.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет никого более ревнивого, чем Всевышний Аллах. Из-за этой ревности Создатель запретил все непристойности: тайные и явные».

Также Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Поистине, Аллах ревнив и, поистине, верующий ревнив. Ревность Всевышнего Аллаха проявляется тогда, когда верующий раб совершает то, что Аллах ему запретил».

Ученые отметили: «Ревность, о которой говорится в указанных хадисах в описании Всевышнего, не похожа на ту, которая присуща людям. Потому что Всевышнему нельзя приписывать качества, указывающие на недостатки. Качества Аллаха не похожи на качества Его творений. Ревность в качествах Творца означает, что Он удерживает от непристойных поступков, запрещает их и защищает от них. Потому что ревнующему свойственно удерживать объект ревности от непристойного поведения.

Это поясняют следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «Из-за этой ревности Создатель запретил все непристойности», то есть удержал от них и запретил их. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Скажи, о Пророк: воистину, мой Господь запретил непристойные поступки, будь они явные или тайные» (сура «аль-Араф», аят 33).

Рассказывают от праведника ас-Сарий ас-Сакати (да будет свята его душа), что как-то раз в его присутствии прочитали слова Всевышнего (смысл): «Когда ты, о Пророк, прочитал Коран, между тобой и теми, кто не верит в вечную жизнь, Мы установили закрывающую их завесу» (сура «аль-Исра», аят 45). Тогда Сарий спросил у сподвижников: «Знаете ли вы, что это за завеса? Это завеса ревности. Нет никого более ревнивого, чем Всевышний Аллах». Смысл слов Сария «это завеса ревности» заключается в том, что Всевышний Аллах сделал неверующих недостойными познания истинности религии. (прим.Всевышний не сделал неверующих понимающими истинность религии).

Всевышний  Аллах очень ревнив

Ревностью Всевышнего объясняется то, что Творец не сделал другого способа Его познания, кроме Своего пути.

Еще говорят, что Аллах, пречист Он, ниспослал Откровение одному из пророков: «У некоего человека есть нужда ко Мне, и у Меня есть к нему нужда. Если он выполнит Мою нужду, то Я выполню его нужду». Этот пророк обратился к Аллаху: «О Всемогущий Аллах, как может быть у Тебя нужда к кому-либо?!» Тогда Всевышний сказал (смысл): «Сердце того человека занято другим, помимо Меня. Пусть он освободит своё сердце от этого и Я исполню его нужду».

Один из благочестивых людей рассказал: «Когда я обходил местность горы Лубнан, вдруг появился один юноша, загоревший от солнца и ветра. Как только его взгляд упал на меня, он стал убегать, желая одиночества. Я сказал ему: «О брат мой, скажи хоть слово наставления, может быть я получу пользу от него». Тогда он быстро повернулся ко мне и сказал: «Будьте осторожны, Аллах очень ревнив. Он не любит видеть в сердце Своего раба что-либо другое, помимо Него».

Духовный наставник Абу Али ад-Даккак (да будет свята его душа) сказал: «Когда некий бедуин вошёл в мечеть Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и справил там свою малую нужду, сподвижники поспешили выдворить его. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Бедуин поступил непристойно». Сподвижники забеспокоились, им стало тяжко от того, что увидели человека, потерявшего стыдливость.

Также и человеку, познавшему величие Всевышнего Аллаха, тяжело слушать поминание (зикр), которое совершает человек с беспечностью в сердце. Также как тяжело повиноваться тому, кто поклоняется Творцу, не оказывая Ему при этом должное почтение и учтивость.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёна