Отрешенность Пророка ﷺ от мирского

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым отрешённым от мирского из всех людей, которые когда-либо существовали и будут существовать.  

Так, Всевышний Аллах предложил Пророку (мир ему и благословение) золото, серебро и изумруд величиной с горы Тихама для того, чтобы это богатство сопровождало Посланника Аллаха (мир ему и благословение) повсюду. Но Мухаммад (мир ему и благословение) не захотел этого и сказал: «О Аллах! Я буду один день голодным, а другой – сытым». Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Меня бы не обрадовало обладание целой горой золота, величиной с Ухуд, если бы спустя три дня от неё осталась хоть одна монета, за исключением той, что я приберёг бы для того, чтобы рассчитаться со своими долгами».  

Пророк (мир ему и благословение) не любил хранить у себя что-либо из мирского богатства. Даже если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обладал золотом величиной с гору Ухуд, то 

он распределил бы это богатство среди мусульман и не оставил бы для себя ничего, кроме необходимого для возмещения долга. 

Также Пророк (мир ему и благословение) обратил внимание мусульман и на сущность любви, поведав о том, что ни один раб не 

сможет достичь совершенства в вере, пока его сердце не наполнится любовью к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и не сделает эту любовь выше, чем какую-либо другую. 

Так, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не будет вера ни одного из вас полноценной, пока вы не возлюбите меня больше, 

чем свою семью, детей и всё человечество». 

Затем Пророк (мир ему и благословение) разъяснил мусульманам, что страсть к мирскому богатству унижает человека, вызывая жадность, потому как насытиться мирским имуществом в полной мере невозможно. 

Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Если бы сын Адама (мир ему) обладал двумя долинами, полными золота, то он 

захотел бы и третью, а если бы он обладал тремя, то непременно захотел бы и четвёртую. Ибо не насытятся глаза сыновей Адама (мир ему), кроме как землёй» (Пока не умрёт или никогда. – Ред.) 

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) беспокоился о том, чтобы каждый мусульманин был чист и целомудрен, стараясь научить каждого раба Всевышнего Аллаха смотреть на мирские богатства свысока и осознавать собственное достоинство и величие над всем мирским.  

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, милостыня – грязь людей и помои их грехов». В этом изречении Пророка (мир ему и благословение) есть явное указание на необходимость того, чтобы душа верующего была возвышенной, благородной и чистой от стремления к тому, чем обладают другие; не показывающей своей нужды и потребности, кроме как в одном Всевышнем Аллахе.  

Пророк (мир ему и благословение) также учил верующих тому, что отрешённость от мирского – это врата любви Аллаха и любви людей. Потому как люди не любят человека, который домогается того, что у них есть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Отрекись от мирского, и тебя возлюбит Аллах. Отрекись от того, что у людей, они полюбят тебя».  

Поэтому учёные-богословы говорят так: «О мой брат, если ты захочешь помочь человеку, обратившись к какому-либо правителю, чиновнику или к другим людям, то сначала отрекись от мирского. 

Пусть в их списках получающих подарки и пожертвования не будет твоего имени. Если ты поступишь так, то мы ручаемся за то, что в сердцах людей появится искреннее уважение к тебе. Пусть каждый, кто увидит тебя, будет испытывать к тебе благоговение». 

Всевышний Аллах в Писании установил общее правило аскетизма (смысл): «Аллах не сделал в теле человека два сердца» (сура «Аль-Ахзаб», аят 4). Это подтверждает то, что в одном сердце никогда не объединить любовь к мирской жизни и любовь к Всевышнему Аллаху, стремление к Его довольству. 

Плоды отрешённости от мирского  

Знайте, что Всевышний Аллах обогатит сердце того, кто отрёкся от любви к благам мирской жизни, и даст ему мирское имущество, как бы сердце ни противилось тому.  

Как же прекрасно сказал один из благочестивых в своём обращении к Аллаху: «О Боже, что нашёл тот, кто потерял Тебя, и что потерял тот, кто нашёл Тебя?! Воистину, потерпел неудачу тот, кто довольствуется чем-либо помимо Тебя, и оказался в убытке тот, кто прибегнул к кому-либо помимо Тебя!». 

Однажды некий человек увидел Ибрахима ибн Адхама (да будет свята его душа), латающего свою одежду, и спросил его: «О Ибрахим, чем тебя одарил Аллах вместо власти в Балхе?». Ибрахим (да будет свята его душа) ответил: «Всевышний Аллах даровал мне нечто такое, что твой разум будет не в состоянии постичь. Но, тем не менее, я раскрою для тебя кое-что из дарованного мне, что ты в состоянии будешь понять». Затем Ибрахим бросил иголку в море и обратился с мольбой к Аллаху, чтобы Он вернул её обратно. И в тот же миг появились большие рыбы, и каждая держала во рту по золотой иголке. Ибрахим (да будет свята его душа) сказал: «О Господь мой, я не хотел ничего другого, кроме своей иголки!». И, обратившись к тому человеку, Ибрахим (да будет свята его душа) продолжил: «Вот то из дарованного мне Всевышним Аллахом, что ты в состоянии понять». 

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёна