Семь типов стыдливости, её важность и сущность

Знайте, что лексическое значение слова «хая» – это застенчивость и смущение души от осознания предосудительности поступка. А в суфийской терминологии «хая» – это смущение, стеснение сердца.

Сущность стыдливости

Имам суфиев Джунайд аль-Багдади(да будет свята его душа) дал стыдливости следующее определение: «Это осознание благ Всевышнего, а также признание своей нерадивости в поклонении, благодаря чему и возникает такое состояние, как стыдливость. К тому же стыдливость – это ещё и отказ от притязаний на то, что ты выполняешь все обязанности перед Всевышним».

Стыдливость бывает нескольких типов:

1. Стыд из-за ослушания. Рассказывают, что когда пророк Адам (мир ему) съел запретный плод, то стал бегать в Раю. Тогда Всевышний Аллах спросил его: «Ты делаешь это, желая убежать от Меня?». Адам (мир ему) ответил: «Нет, из-за стыда перед Тобой».

2. Стыд из-за своей нерадивости и упущений. Так ангелы обращаются к Аллаху: «Мы не поклонялисьТебе достойным образом».

3. Стыд из-за возвеличивания. Подобно ангелу Исрафилю, который накрыл себя крыльями, стыдясь Всевышнего Аллаха.

4. Стыд из-за благородства. После женитьбы на Зайнаб Пророк (мир ему и благословение) организовал свадебное угощение, на котором сподвижники засиделись до поздней ночи, а ему было стыдно попросить их уйти. Именно тогда и был ниспослан следующий аят (смысл):

«О уверовавшие! Не входите в дом Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, и не приходите к нему с тем, чтобы дожидаться её. Однако входите в

его дом тогда, когда вас пригласят, а когда же поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры ради забавы. Ведь такое поведение может стеснить, навредить Пророку (мир ему и благословение), и он будет стесняться сказать об этом вам, но Аллах не стыдится истины…» (сура «Аль-Ахзаб», аят 53).

Этот аят указывает на то, что необходимо проявлять учтивость и уважение по отношению к Пророку (мир ему и благословение), ведь посещение Посланника Аллаха (мир ему и благословение)требует особой этики и выбора подходящего времени. В этом аяте говорится, что угощение становится разрешенным только после приглашения. То есть, когда вам разрешат входить в дом Пророка (мир ему и благословение)и пригласят к трапезе, то заходите в его (мир ему и благословение)дом с пристойностью, соблюдая необходимые требования и нормы шариата по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).

В книге «Ат-Тавила ан-наджмийя» сказано: «Когда вы исполните всё необходимое для вас, то выходите, не проявляя небрежность. И пусть же благой нрав Пророка (мир ему и благословение)не помешает вам проявлять учтивость по отношению к Посланнику (мир ему и благословение), а его чувство сильной застенчивости пусть не подтолкнёт вас на обременение Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Вероятно, благонравие Пророка (мир ему и благословение)побудило пришедших к нему в гости нарушить такт по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Вот поэтомуВсевышний и ниспослал указанный аят».

Говорят, что обязанностью разумного человека, который посещает уважаемых людей, является немногословность и быстрый уход, а признаком глупца – пребывание в гостях больше необходимого и несвоевременный, неуместный приход.

О стыде из-за благородства Всевышний сказал (смысл): «И к нему подошла стеснительной поступью одна из двух» (сура «Аль-Касас», аят 25).

В этом аяте речь идёт о стыдливости одной из двух дочерей пророка Шуайба(мир ему)в отношении пророка Мусы (мир ему), потому как та звала его в гости и стеснялась того, что Муса (мир ему) не ответит на её приглашение. А ведь стыдливость – это обязательное качество для принимающего у себя гостей. Такой стыд тоже относится к стыду из-за благородства.

5. Стыд из-за благопристойности. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), будучи мужем Фатимы, дочери Пророка (мир ему и благословение), из-за своей стыдливости не смог задать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)вопрос, касающийся решения шариата относительно выделений из полового органа при возбуждении, и попросил об этом Микдада ибн аль-Асвада (да будет доволен им Аллах).

6. Стыд из-за бессилия. Однажды пророк Муса (мир ему) обратился к Аллаху со словами: «Воистину, когда уменя возникает какая-либо мирская нужда, то мнестыдно просить у Тебя что-либо, о Господь!». Итогда Всевышний сказал: «Проси у Меня и соль длятеста, и даже корм для овец».

7. Стыд Пречистого Господа, выражающийся в милости.Когда раб перейдет через мост Сират, ему вручат запечатанное письмо, в котором будет написано: «Ты сделал то, что сделал, но Мне стыдно позорить тебя, выявляя твои деяния. Так ступай же в Рай, поистине, Я простил тебя!».

Пророк (мир ему и благословение)так разъяснил сущность стыда: «О люди, стыдитесь Аллаха истинной стыдливостью!». Люди ответили: «Поистине, мы стыдимся Аллаха, оПророк(мир ему и благословение)! И хвала Ему – Всевышнему Аллаху!».

Пророк (мир ему и благословение)сказал: «Одно только произнесение этих слов не является истинной стыдливостью. Так пусть же тот, кто стыдится Всевышнего Аллаха истинной стыдливостью, оберегает свою голову и все её составляющие: глаза, уши, язык и так далее – а также своё чрево и то, что связано с ним: сердце, ноги, руки, половые органы и так далее. И пусть истинно стыдящийся часто вспоминает о смерти и тленности своего тела. А кто предпочтёт земной жизни вечную жизнь, тот поступит так, как истинно стыдящийся Всевышнего Аллаха».

Один мудрец сказал: «Оживляйте свой стыд, пребывая рядом с теми, кого стыдятся».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёнам