Почему необходимо видеть себя худшим из всех?

Поистине, искреннее поклонение Всевышнему Аллаху – это наивысшая степень приниженности и покорности человека вместе с осознанием своей слабости и нужды; это проявление своей готовности к покорности и следованию всем предписаниям Всевышнего, а также постоянные мольбы о прощении у Милостивого Аллаха.

Приниженность же выражается в абсолютной покорности сердца, в его зависимости, разбитости из-за слабости и нуждаемости в Создателе. Именно такая покорность и является основой сердечного поклонения.

Для человека, который убеждён в том, что он хуже, чем кто-либо из окружающих людей, весь мир становится подобен шейху-наставнику. Потому как всё во Вселенной Всевышний Аллах создал с особенным смыслом. И обладатель такого уровня смотрит на эту особенность, изучая её и стараясь вооружиться её мудростью.

У грешника, к примеру, могут быть переняты приниженность и терпение, которые тот проявляет к бедам, ниспосланным на него Всевышним Аллахом.

А когда покорный раб Аллаха наблюдает за собакой, то старается научиться у неё терпеливо переносить проявляемую к ней грубость и смиренно принимать отсутствие всякого запаса мирского имущества, довольствуясь пищей, которая есть в её желудке. Также истинно смирившийся старается перенять от собаки её довольство и благодарность по отношению к своему хозяину, ведь она радостно грызёт даже старые кости, брошенные им, и проявляет доброжелательность к каждому, кто сделает ей какое-либо добро.

У камня же покорный раб учится своего рода покорности и терпению, которое тот проявляет, когда его откалывают от скалы железом и обтёсывают, придавая ему необходимую форму, а затем кладут под фундамент для отхожего места.

А у осла и верблюда раб Аллаха перенимает такое терпение, которое эти создания проявляют при ношении на себе грузов или при перевозке своего хозяина.

Так, глядя на петуха, искренне поклоняющийся учится, например, внимательности, ревности и щедрости, которые тот проявляет по отношению к своему семейству.

А когда раб наблюдает за пламенем свечи и видит, как сгорает её фитиль, то извлекает из этого следующую мудрость: как много света они дают тем, кто находится рядом, и как же терпеливо они переносят мучения от огня, при этом даруя пользу окружающим.

Тот, кто считает себя хуже любого другого человека, будет спутником Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Польза подобного взгляда заключается в том, что такой человек не будет отвечать злом тому, кто обошёлся с ним грубо. Он будет соглашаться с людьми и тогда, когда они будут утверждать об истинности своих высоких степеней в достижении совершенства, перекладывая при этом всю ответственность на этих людей. Потому как тайны людей не знает никто, кроме Аллаха и тех рабов, которых Всевышний наделил сокровенными знаниями. Именно поэтому мы обязаны поверить человеку, пожелавшему рассказать нам свою тайну. Ведь, посчитав его лжецом, мы можем проявить верх лицемерия.

Имам Афзалуддин (да будет свята его душа), наставляя имама аш-Шаарани (да будет свята его душа), обратился к нему со словами: «Когда ты зайдёшь на какое-либо собрание или навестишь какого-нибудь праведника, то остерегайся занимать почётное место, даже если оно свободно. Если туда войдёт уважаемый человек, тогда тебя могут поднять с этого места и пристыдить. Да, ты будешь испытывать стеснение, и твой нафс обязательно заявит о себе, проявив недовольство. Знай это и не следуй за ним. А этого можно добиться только лишь тогда, когда ты будешь видеть себя ниже всех, кто окружает тебя».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёнам