Аль-Исра валь-Ми‘радж – чудо Пророка Мухаммада ﷺ

Исра – путешествие Пророка из мекканской мечети аль-Харам в мечеть аль-Акса в аль-Кудсе (Иерусалим). Ми‘радж – последовавшее за этим вознесение Посланника на небо и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей.

 

Ибн Сад говорит, что Исра валь-Ми‘радж произошло за 18 месяцев до хиджры (переселения). Перенесение и вознесение Пророк совершил телом и душой. Поэтому Исра валь-Ми‘радж является одним из удивительнейших чудес, которыми Аллах почтил Своего Любимца .

В священном Коране сказано:

سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ.

Смысл: «Слава Тому, Кто перенес ночью раба Своего из мечети запретной (Масжиду Аль-Харам) Мекки в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, окрестности которой благословили разными плодами и реками, для того, чтобы показать ему Нашу удивительную мощь. Воистину, Всеслышащий Он, Всевидящий» («Исра», 1).

Перенесение в Иерусалим и вознесение является в жизни Пророка великим чудом, которое даровал ему Аллах . Это произошло после того, как Пророк в течение десяти лет проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ получал только насмешки, унижения и обиды.

Аль-Исра валь-Ми‘радж (Ночь Вознесения)

В ночь вознесения Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж Пророк Мухаммад спал возле почтенной Каабы в месте, называемом «хиджру Исмаил», между Хамзатом и Жахфаром.

По одной версии тогда к Пророку пришли три ангела: Джабраил, Микаил и Исрафил (мир им). Они забрали Пророка так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с Пророком пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ рассёк ему грудь без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза, после чего наполнил его мудростью и верой, и поставил на нем печать пророчества. Затем сердце поставили обратно и сжали грудь – и стало оно биться, как прежде. Потом подвели к нему животное под названием «Бурак». Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис об этом: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нём, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса, по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, где я совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы "Тур Асайна" где пророк Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ разговаривал со Всевышним, я также совершил два ракаата там,  после чего мы достигли места, где родился пророк Иса сын Марьям  ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, здесь  тоже совершил я два ракаата».

На каждой остановке спрашивал Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ Пророка : «Разве ты не знаешь, где совершаешь намаз?». Пророк отвечал: «Не знаю» – после чего Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ рассказывал ему, что это за место.

Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, Пророк привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошел в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве имама.

Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошёл Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка пал на молоко. Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ же на это сказал: «Ты выбрал чистоту».

Вскоре они вознеслись на Первое небо. Там Джабраиля ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ  спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраил». Тогда его ещё раз спросили: «А кто с тобой?» И он ответил: «Мухаммад». «Он послан?» «Да, он уже послан», – ответил Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ. Когда открылись небесные врата, увидели Адама ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, который поприветствовал Пророка и просил у Аллаха для него блага.

После этого они вознеслись ко Второму небу. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно так же. Подобное происходило на каждом из небес. На Втором небе Пророк встретил пророка Ису сына Марьям ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и Яхью ибн Закарью ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Третьем – Юсуфа ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом – Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Пятом – Харуна ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Шестом – Мусу ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, на Седьмом – Ибрахима ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, прислонившегося к Байтуль мамур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему. После этого он с Джабраилом ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ дошёл до местности «Сидратуль Мунтаха» – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О, Любимец Аллаха , если я сделаю ещё один шаг, то сгорю».

Аль-Исра валь-Ми‘радж (Ночь Вознесения)

Пророк пошёл вперед один. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца. Он увидел величие и красоту Аллаха . И Всевышний обратился к нему, говоря без посредника и проявляя к нему почтение.

Об этом Пророк рассказывает так:

«Тогда Аллах внушил мне то, что внушил. В эту ночь предписал Всевышний 50 намазов в сутки. После я спустился к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, и он спросил меня:

– Что предписал Господь твоей общине (умме)?

Я сказал:

– 50 молитв.

И он посоветовал мне:

– Вернись к Господу и попроси облегчения: твоя община (умма) не вынесет этого. Воистину, я испытал сынов Израиля, они не осилили это.

Я вернулся к Господу и попросил:

– О Господь , даруй облегчение моей умме!

Тогда Аллах убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, сказав:

– Всевышний уменьшил число ежедневных намазов на пять молитв.

Однако Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ снова предложил:

– Воистину, твоя община (умма) не вынесет и этого. Вернись к Господу и попроси ещё облегчения.

И так я ходил от Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ к Господу и обратно несколько раз, пока Господь не сказал:

– Поистине, эти пять молитв в сутки – за каждую из них Я вознагражу десятикратно! Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу за это одно благодеяние. Если он совершит его, то Я запишу десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за ним ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу за ним одно плохое деяние.

Затем я спустился к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и рассказал обо всем.

– Вернись к Господу и попроси облегчения, – снова сказал он.

– Я возвращался к Нему, пока не стало мне стыдно, – был мой ответ».

Аль-Исра валь-Ми‘радж (Ночь Вознесения)

Аль-Исра валь-Ми‘радж является особым почётом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду .

В Вознесении (Ми‘радже) Пророку показали множество чудес, непостижимых для разума людей, ему показали воздаяния людям, соответствующие их деяниям.

Во время Небошествия Пророк также увидел небесную аль-Каабу (Обитаемый Дом), Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое.

Также Пророк видел по пути удивительные вещи. Он видел людей, которые сеют каждый день и каждый день собирают урожай, и каждый раз, когда собирали урожай, возвращались на прежнее место, то есть, им приходилось собирать урожай друг за другом. Пророк спросил Джабраила ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, что это за люди? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что эти люди воевали на пути Аллаха , дабы возвеличить слово Всевышнего (т.е.с искренними намерениями). Господь увеличивает их хорошие деяние до 700 раз, и то, что они израсходовали из своего имущества, Всевышний сохраняет им в наследство.

Когда Пророк дошёл до Египта, то почувствовал приятный запах. Он спросил: «Что это, о, Джабраил?». Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Это запах мучеников – служанки Фараона Машитат и её детей, которых зверски убил Фараон».

Также Пророк увидел людей, разбивающих головы о камни и потом оживающих. На вопрос, кто эти люди, Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что они ленились совершать намазы.

Также он видел в ту ночь людей, закованных в цепи, и издававших звуки подобно звукам верблюдов, они питались колючим хворостом, дикой маслиной и плодами дерева Ада с противным запахом, и глотали камни Ада. Про них Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ сказал, что они не давали милостыню…

В ту ночь Пророк увидел людей, возле которых было хорошее мясо и мясо мерзкое, гнилое и они питались мясом плохим, оставляя хорошее. Пророк спросил, кто это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Это пример человека из твоей уммы, возле которого есть дозволенная ему жена, но, оставляя её, он идёт к другой, запретной для него женщине и совершает прелюбодеяние с ней. Также это пример женщины, имеющей хорошего, дозволенного ей мужа, но оставляя его, она идёт к другому мужчине и ночует с ним, совершая грех».

Ещё в ту ночь увидел Пророк человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Пророк спросил, кто это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что это тот, кто кушает от ростовщичества (риба).

Также в ту ночь Пророк видел людей, у которых ногти из железа, и они царапали ими лица. Пророк спросил, кто эти люди? Джабраил ответил, что они сплетничали друг о друге.

Также Пророк проходя мимо ущелья, почувствовал неприятный запах и услышал противный голос. Пророк спросил, что это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что это голос Ада взывает к Всевышнему.

Аль-Исра валь-Ми‘радж (Ночь Вознесения)

Малик, повелитель Ада, на лице которого никогда не появляется улыбка, открыл перед Мухаммадом одну из отдушин Ада и показал пытки, уготованные для грешников. Пророк увидел толпу людей, глотающих плоды адского дерева. «Кто эти люди?» – спросил Мухаммад . – «Они из твоего народа. Это те, кто не платил закят и милостыню-садака из своих богатств».

Мужчина тщетно пытался поднять огромную кучу дров. «Этот человек присвоил себе чужое добро, оставленное ему на хранение», – объяснил Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ.

Женщина, родившая мужу ребёнка, зачатого от греховной связи, висела на крючьях, вонзённых ей в грудь.

Люди, присвоившие имущество сирот, глотали раскаленные угли. Жестоко наказаны были и другие грешники…

После Вознесения

На утро следующего дня после Вознесения Пророк сообщил о том, что с ним произошло, и что он видел. Услышав его рассказ, многобожники (мушрики) стали передавать друг другу эту новость и высмеивать её. Тогда один из них предложил Посланнику описать аль-Кудс и его окрестности.

Однако, находясь там, Пророк не обратил особого внимания на город. И тут Всевышний открыл его взору вид аль-Кудса, и Пророк детально описал всё, что от него требовали. Это передается в сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима.

Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка : «О, Мухаммад, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?».

«Да», – ответил Пророк и начал рассказывать о своём ночном путешествии, Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада , удивились: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку?». Абу Джахль не мог поверить Пророку : «Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад утверждает, что это огромное расстояние он прошёл в одну ночь и вернулся в Мекку».

Посланник Аллаха ответил, что такова была воля Господа . Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел в пути караван, направлявшийся в город и подробно описал его. Мухаммад сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца. И караван прибыл именно в это время.

Аль-Исра валь-Ми‘радж (Ночь Вознесения)

Рассказывая о ночном путешествии, Пророк Мухаммад подчеркивал, что оно произошло почти мгновенно. Когда он отправлялся в него, Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ опрокинул кувшин с водой. Вернувшись, Пророк успел подхватить его.

Некоторые мушрики поспешили сообщить о чуде, происшедшем с Пророком , Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха ответил: «Если Пророк об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему в ещё более невероятном», и поэтому назвали его «Сиддиком» – из-за того, что он оправдал Посланника , не искав подтверждений рассказанному.

Если враги Пророка Мухаммада подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему. В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Посланником Божьим .

До Исра валь-Ми‘радж Посланник молился подобно Ибрахиму ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ по два ракаата утром и вечером. После этого ангел Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ обучил Пророка намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.