Качества истинного учёного Ислама

Для начала несколько слов о достоинстве учёных, дабы мы понимали, как возвеличены истинные учёные Ислама и знали, как нужно их ценить. Учёные это свет уммы (общины), если  их нет, то  нет и  знаний, соответственно, простые люди будут тонуть в невежестве, грехе и распутстве. Учёные Ислама, которые соответствуют своей учёной степени и руководствуются знаниями, являются лучшими творениями Аллаха после пророков и посланников (мир им и благословение), даже сон учёного лучше и дороже, чем ночное бдение в поклонении простого рядового мусульманина, потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لفضل العالم على العامل كفضل القمر على الكواكب ان العلماء ورثة الانبياء و ان الانبياء لم يورثوا دينارا و لا درهما و انما ورثوا العلم فمن اخذ به اخذ بحظ وافر

Смысл: «Достоинство учёного над  абидом (поклоняющийся Аллаху неграмотный мусульманин) как достоинство полной луны над  другими звездами (то есть, мы видим полную красивую луну и маленькие звезды). Учёные – наследники пророков (мир им и благословение). Поистине, учёные не оставили после себя (в наследство) динары (золотые монеты) или дирхамы (серебряные монеты), а оставили лишь знания, и кто приобрёл их (знания), тот приобрёл долю сполна (то есть, всё, что оставили пророки)»  (Имам Ахмад в книге «аль-Муснад»).

Учёные не возвеличены иначе как знанием Ислама. Из этого хадиса очень много можно понять, например, что Аллах настолько возвеличил знания Ислама, что эти знания возвеличивают  человека,  который обладает ими, также кого Аллах возлюбит и хочет возвеличить, тому Он дает понятие  религии, как сказано в хадисе:

من يرد الله به خيرًا يفقه في الدين

Смысл: «Кому Аллах желает добро, тому Аллах дарует понятие в религии» (аль-Бухари, Муслим). Также сказано:

فقيهٌ واحدٌ أشد على الشيطان من ألف عابد

Смысл: «Один факих (исламский теолог-правовед) тяжелее для Иблиса (то есть, тяжелее сбить  с пути истины, ) чем тысячи абидов» (ат-Тирмизи, Ибн Маджах).  Таких хадисов  очень много, где содержится перечисление достоинств учёного.

Так какими же качествами должен обладать истинный учёный?

Мухаммад ибн Хусайн аль-Аджири (да смилуется над ним Аллах) сказал: «У учёного есть определенные качества и правила поведения в той или иной ситуации, которые прибавляются  по мере роста  его знаний».

Один из шейхов тариката сказал: «Дерево сгибается по мере величия и количества плодов на ней, также и учёные: когда знаний становится больше и больше, то и скромности и покорности Аллаху становится больше».

Скромность -  одно из сильных качеств не только учёного, а любого верующего человека.

Исламский учёный – это тот, кто понимает и знает религию Аллаха, решения и положения вопросов в Исламе.  Ислам призывает к лучшему образу жизни  и нормам поведения человека, а ученный обязан быть примером для верующих во всем, быть практикующим и соблюдающим каждый пункт прочитанного по мере его возможности, вдохновляя верующих и побуждая  их  на праведные поступки. Пророк (мир ему и благословение):

من ازداد علما ولم يزدد هدى لم يزدد من الله تعالى إلا بعدا

Смысл: «Тот, у кого прибавляются знания, но не  усиливается следование (за знаниями), тот не приближается к Аллаху, а только отдаляется от Него».

Когда  обращаются  с вопросами, алим должен проявить уважение к спрашивающему, выслушать его терпеливо, уделить время на разъяснение. Более того, даже если он занят молитвой, то  должен ускорить её, чтобы решить вопрос  верующего, как это делал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Алим должен  не просто  доносить религию Аллаха до людей без каких- либо комментариев  и объяснений, а помогая   спустить крыло милости для всех мусульман, не различая их по нациям и цвету кожи.

Не  пристало ему надсмехаться над кем - то или над каким-то вопросом, и когда задают много вопросов или один и тот же вопрос повторяется, нужно отвечать на него так,  как будто задают в первый раз, смиренно и развернуто.

 Настоящий  учёный не будет пустословить, вести бесполезный спор с глупцами, однако вести дискуссию  на уровне знаний, без  всяких оскорблений, криков и нецензурной брани не запрещено, дабы выявить истину.

Этика поведения ученного

Существуют определенные этические нормы  поведения учёного,  которые сформулировал  Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) в книге «аль-Бидая». Так, они изложены в виде пожеланий в  следующих пунктах, где   Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллаха) пишет:

1)            «Переносить  с достоинством тяготы  (в обучении учеников или в призыве на пути Аллаха).

2)            Проявлять терпение во всех делах.

3)            Сидеть почтительно, молча и с опущенной  головой, выказывая смиренность перед Аллахом.

4)            Не проявлять гордыню по отношению к простыми мусульманами, а наоборот, по отношению к гордецам  и тиранам.

5)            Проявлять смиренность и скромность  в обществе людей и на маджлисах (религиозные собрания).

6)            Оставить шутки и игры (кроме тех, в которых нет лжи, а также, если шутка уместна).

7)            Милость к учащимся и терпеливость  к высокомерным (то есть, тем, кто надменно задаёт вопрос, выдавая  себя за знающего, хотя  не является им).

8)            Исправление заблуждающегося, наставление  его красивым призывом, не гневаясь  на такого человека.

9)            Честно признаваться  при незнании точного ответа  на данный вопрос, а не пытаться  из самолюбия выкрутиться, иначе среди людей начнутся споры и смута, каждый человек будет  оспаривать своё мнение, ссылаясь каждый на свой  источник.

10)         Уделять полное внимание заданному  вопросу, выслушать и  вникнуть в суть без  спешки  и признаков  недовольства и раздражения

11)         Принятие доводов, которые приводят ему, если он не прав в каком- то вопросе, потому как следовать за истиной является обязательным.

12)         Следовать за истиной, отказавшись от своего  ошибочного мнения, если даже довод привёл менее знающий, чем он сам.

13)         Остерегать  учеников от вредных наук, например, от  науки колдовства, астрологии и т.д.

14)         Внушать ученикам, чтоб искали  знания только  ради Аллаха,  а не ради корыстных целей.

15)         Обучать и наставлять учеников, чтобы улучшали свои физические и  духовные качества, а  также заниматься вначале обязательными действиями, откладывая  менее важные.

16)         Чтобы наставлял учеников и самих себя,  руководствуясь  только истинными  знаниями, прежде чем наставлять других людей

17)         Говорить истину везде и всюду ».

Это основные этические правила  для исламского учёного, чьё поведение и образ жизни должны соответствовать его знаниям, а  отступление  от  них   принижает его высокий статус наследника пророков.

Надо учесть,  что существуют и ряд запретов для  учёного. Так, он не должен:

1)            Участвовать в каких-нибудь финансовых или других махинациях.

2)            Искать к себе уважение и почет среди людей   ради мирских целей или личных нужд, например, чтобы восхваляли его или везде ему уступали дорогу, вставали при его появлении, иначе это – показуха, один из тягчайших грехов.

3)            Гоняться за мирским богатством и продавать религию  за деньги (то есть, не выносить неправедных  решений  в пользу богатого, правителя  или притеснителя из-за страха  или заискивания перед ним). Нельзя ходить к дверям правителей, то есть, льстить им.

К большому сожалению, мы замечаем сегодня, что не все алимы верны данной этике, и не зря Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أشد الناس عذابا عالم لم ينفعه الله بعلمه

Смысл: «Самое  сильное  наказание  среди людей  в День суда  ждёт   ученого, которому знания его не принесли пользу (не руководствовался знаниями)» (ат-Табарани, аль-Байхаки).

Упаси нас Аллах стать такими горе-учёными!  Да смилуется  над нами и нашими близкими Всемогущий Аллах!