Малое многобожие – совершение дел напоказ

Совершать добрые дела нетрудно, трудно сохранять эти дела от того, чтобы они были совершены напоказ, т. е. ради того, чтобы люди об этом говорили, чтобы они видели нашу добродетель. Такое действие в Исламе называется словом рия، и это является малым ширком (многобожием).

Рия، пожирает все наши хорошие дела. Но для того, чтобы от него уберечься, необходимо знать о его сути.

Сказано, что большие любимцы Аллаха (валии) бывают чисты от рия،. В какие бы большие грехи они ни попадали, но рия، в число этих грехов не входит.

На того, кто совершает дела ради показухи, гневается Всевышний Аллах. Об этом свидетельствуют аяты Корана, хадисы Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и предания сподвижников. О каре тем, кто занимается показухой, и о том, что за это гневается Аллах, свидетельствует Коран: аяты 4– 6 суры «аль-Ма‘ун», аят 9 суры «Фатир», аят 9 суры «Аль-Инсан», аят 110 суры «аль-Кахф».

Об этом существуют также многочисленные хадисы.

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Больше всего я за вас боюсь, что вы попадёте в малое многобожие». Тогда сподвижники спросили, что это. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Рия،». В другом хадисе говорится: «То деяние, в котором есть хоть малая толика показухи, Всевышний Аллах не примет».

Когда в Судный день рабы захотят получить вознаграждение за свои деяния, Аллах отправит их к тем, для которых они эти дела совершали. Найдёте ли вы его (т. е. вознаграждение) у тех людей?

От Абдуллы бин Мубарака рассказали: «Кто-то попросил асхаба Муаза бину Джабала (да будет доволен им Аллах) рассказать какой-нибудь полезный рассказ, услышанный им от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Тогда Муаз бин Джабал (да будет доволен им Аллах) рассказал: "Когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) обратился ко мне: "О Муаз!", я ответил, что слушаю его, да будут мои родители ему выкупом. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал мне: "Я расскажу тебе то, что, если ты сохранишь в сердце, принесёт тебе пользу, а если забудешь, то в Судный день тебе не будет повода для оправдания. О Муаз, Всевышний до того, как сотворил небеса и земли, создал семь ангелов, затем он создал небеса и для каждого неба определил смотрителями по одному ангелу и возвысил их. Затем ангелы-хранители поднимаются с записями деяний людей, эти деяния с утра до вечера подобны солнечному свету. Когда ангелы дойдут до земных небес, эти деяния очищаются и прибавляются. Затем ангел-смотритель того неба велит ангелу-хранителю, чтобы тот ударил в лицо тем деянием того самого человека, и скажет, что ему поручено не пропускать вверх деяния того, кто совершал гибат (т. е. злословье, хула). Потом приходит другой ангел и пройдёт через первые небеса, т. к. в этом деянии не было гибата. Он дойдёт до второго неба, где смотритель-ангел скажет им, чтобы они остановились и ударили тем деянием в лицо того человека, скажет, что ему поручено не пропускать вверх деяние, совершённое ради мирского, а тот человек себя видел выше других из-за этого деяния. Ещё один ангел-хранитель приходит со светлым сияющим деянием раба, таким как саадака, намаз, пост. Пройдя два неба, доходит до третьего, и там его останавливают. Смотритель того неба скажет, чтобы этим деянием ударили в лицо тому, кто его совершил, что он является ангелом гордыни и ему поручено не пропускать его деяние вверх. Он запретит подняться тому деянию, так как тот человек гордился этим своим деянием. Так же с красивыми деяниями придёт ещё ангел-хранитель. Он пройдёт три неба, а на четвёртом его остановит ангел и скажет, чтобы этим деянием ударили человека по лицу, животу и спине, – он является ангелом самодовольства. Потому что ему поручено Всевышним не пропускать вверх деяния, в которых было самодовольство. А тот раб этим своим деянием гордился и бывал довольным. Ещё ангелы-хранители доходят с деяниями до пятого неба, обрадовавшись, что дошли до этого неба, и нарядив деяние, как невесту. Но смотритель того неба откажет им и скажет, чтобы те вернулись и ударили по лицу человека этим деянием, – этот ангел является ангелом зависти, и ему велено не пропускать вверх деяния того, у которого была зависть, а этот человек имел зависть к тому, кто совершал подобные ему деяния или лучше его. Тогда придут ангелы-хранители и дойдут до шестого неба. Там тоже ангел-смотритель вернёт их и скажет, что тот человек не имел жалости к тем, кого настигало горе, и радовался этому. Потом ангелы-хранители дойдут до седьмого неба с деяниями человека. Там ангел-смотритель остановит их и вернёт, повелев, чтобы ударили по лицу этим деянием: "Я не пропускаю к Аллаху деяние, совершённое не ради Аллаха. Человек этим деянием имел цель возвыситься перед людьми, иметь почёт и т. д. Это всё есть рия،, и деяния такого человека не принимаются". Тогда ангелы-хранители поднимутся с разными деяниями раба на седьмое небо и встают перед Аллахом.

Тогда Аллах им скажет: "Вы являетесь хранителями деяний раба. Я же являюсь хранителем их душ и сердец. У этого раба целью от совершения этого деяния не было поклониться Мне, поэтому Моё ему проклятие". Тогда все ангелы небес и всё, что там находится, проклинают того человека».

Ещё Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Шахиду, алиму и щедрому человеку скажут: "Ты хотел, чтобы тебя называли алимом, героем, щедрым человеком", – и из-за этого их отправляют в Ад».

Есть ещё хадис, который гласит: «Вы берегитесь того, чтобы попасть в страшный ров в Аду, который уготован для тех, кто читал Коран ради показухи». При тех деяниях, которые совершались ради каких-то целей, Аллах говорит: «Пусть все его деяния будут для него, Я чист от них, и Я его не принимаю». В другом хадисе говорится, что Аллах не принимает деяния, в которых было показного хотя бы на размер пылинки.

Пророк Иса (мир ему) сказал: «В день поста вы обмажьте бороду и усы маслом, чтобы люди не догадались, что вы поститесь. Когда даёте милостыню правой рукой, делайте так, чтобы об этом не знала левая рука. Во время намаза (молитвы) закройте двери и занавесьте окна. Поистине Аллах раздаёт и славу, как раздаёт пропитание (ризк)».

Мы не должны видеть даже немного значимой ту добродетель, которую совершаем. Тому, кто склонял голову, Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «О обладатель шеи! Ты держи шею ровно и подними голову. Покорность Аллаху не в шее находится, а в сердце».

Катадат сказал: «Когда раб совершит рия،, Всевышний Аллах ему говорит: "Вы посмотрите, как он Меня обманывает!"» Да убережёт нас Аллах от действий, которые принимаются как обман Всевышнего!

Увидев плачущего в мечети человека, Абу Амамат Багили сказал: «Как было бы хорошо, если бы ты так плакал у себя дома!» Али-асхаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Признаки рия، таковы: когда человек один, ему лень совершать добродетель, при людях он становится более сноровистым, при похвале увеличивается его добродетель, при критике уменьшается».

Один сказал, что совершал газават для довольства Аллаха и похвалы людей. Ему сказали, что от этого ему не будет никакой пользы. Когда во второй и третий раз он рассказал то же самое, ему сказали: «Аллах говорит, что Он больше всех не нуждается в сотоварищах». Поэтому ты не привлекай другого в свои деяния, кроме Аллаха.

У Сайда бину Мусаяба спросили: если кто-то совершил добродетель для того, чтобы его хвалили люди и чтобы он получил вознаграждение, как это будет принято Всевышним? Сайд ответил: «Добродетель нужно совершать только ради довольства Аллаха, не вмешивая другие причины, если не хотите получить гнев Аллаха».

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Того, кто совершал деяния ради показухи, в Судный день позовут четырьмя именами: "О показушник, пропащий человек, о сбившийся с истины, о оставшийся без ничего, ты иди к тому за вознаграждением, ради кого совершал добродетель, у Меня для тебя нет вознаграждения"».

Эти хадисы, аяты и высказывания от сподвижников полной мере дают понять, как много вреда и зла приносит нам показуха. Надо постараться отдалиться от рия،, чтобы нам не было упрёка в своих делах.

Для того чтобы очистить деяния от рия،, необходимо знать о его сути во всех его тонкостях и о том, как уберечь себя от него.