Аллах – Наделяющий уделом

Толкование Корана

رَبِّ الْعَالَمِينَ

Аллах – Наделяющий уделом всё сущее, кроме Самого Себя. Он – Царь (Властелин) всех творений и Управитель всего сотворённого. Он определяет бытие и сущность.

Обратите внимание, как Аллах наделяет уделом всё живое, сколько способов создано для пользы и сохранения жизни. К примеру, сколько всего задействовано, чтобы дать пищу, питьё, одежду всему живому. Если не будет дождя с неба, на земле ничего не вырастет, высохнут ручьи и реки. И тогда сохранится ли жизнь, не погибнет ли всё живое?

Ещё обратите внимание на то, как Аллах создал человека. Наделил его разумом и облачил в красивую форму, наделив её органами со свойственными только им функциями. Ногами мы не можем выполнять работу, руками не можем ходить, устами мы говорим, глазами видим, ушами слышим.

Для сохранения здоровья до конца данной Им же жизни Аллах создал соответствующие средства – множество разнообразных лекарств. Для производства этих лекарств, для их использования Он дал знания и способности медикам.

Рассказывают, что однажды ангел смерти, отправившийся к одному больному за его душой, вернулся, не отделив его душу от тела. Когда его спросили об этом, он ответил, что врач оказался у больного раньше него.

Сколько разнообразных фруктов, водных источников существует для лечения людей и укрепления их здоровья! Их, как и всю природу на Земле, создал Аллах ради пользы для потомства Адама.

Дорогие братья, я пишу обо всём этом, о том, как устроена природа, об удивительном видимом и невидимом мире, постигаемом разумом, не от того, что вы об этом не знаете. Я лишь хочу, чтобы мусульмане осознали, кто содержит весь этот мир, кто властвует над всем этим, кто создаёт соответствующие условия как средства для осуществления Своих решений в соответствующем месте и в соответствующее время. Создателем этого и того света является Всевышний Аллах.

Во времена коммунистов один работник КГБ сказал мне: «Вы молитесь Аллаху, разве не стоит молиться Ленину, который кормит нас?» Можно ли назвать умным человека, который говорит такое?

Вера в Аллаха с осознанием всех присущих Ему сифатов является основой поклонения и всех благих деяний. Да одарит Аллах каждого мусульманина верой и убеждением последовать сунне Пророка (мир ему и благословение)!

Вспомним о том, как пророк Сулейман (мир ему) попросил Аллаха поручить ему распределение пропитания между творениями.

Рассказывают, что пророк Сулейман (мир ему) попросил Аллаха разрешить ему распределять пропитание между творениями в течение одного года. Аллах ниспослал ему откровение, что он не осилит это, и тогда он попросил такого разрешения на одну неделю. Когда Аллах ему ответил, что и этого он не осилит, Сулейман (мир ему) попросил такого разрешения хотя бы на один день. Аллах исполнил его настойчивую просьбу, разрешил ему распределить пропитание между творениями в течение одного дня. Тогда Сулейман (мир ему) повелел джиннам и людям собрать и зарезать всю скотину на земле и сварить мясо в огромных котлах. Затем он велел ветру постоянно дуть и освежать это мясо, дабы оно не протухло. Вся эта еда была разостлана на поле, длина и ширина которого равнялись двухмесячной дороге. И тогда Аллах спросил Сулеймана (мир ему): «Морских животных пригласить сначала в гости или земных?» Тот ответил: «Пригласи сначала морских животных». Аллах повелел одному червю из Средиземного моря: «Сегодня поешь со стола Сулеймана». И тогда червь сказал Сулейману (мир ему): «О Сулейман! Я слышал, что ты накрыл стол для гостей, так ли это?» Тот ответил: «Да, так, приглашаю тебя». Червь съел всю еду со стола Сулеймана (мир ему) от одного конца до другого и, не наевшись, сказал: «О Сулейман! Дай мне ещё поесть досыта». «Ты съел всё и ещё не насытился?» – упрекнул его Сулейман (мир ему). Червь ответил: «О Сулейман! Разве так говорят гостю, которого пригласили на трапезу?» И затем добавил: «О Сулейман! Каждый день мне требуется еды в три раза больше, чем ты приготовил. Сегодня ты меня оставил голодным». Тогда пророк Сулейман (мир ему) упал ниц, поклоняясь Аллаху, и сказал:

سُبْحَانَ الْمُتَكَفِّلِ بِأَرْزَاقِ الْخَلاَئِقِ نِنْ حَيْثُ لاَ يَعْلَمُونَ

Смысл: «Я утверждаю, что Аллах чист (от каких-либо недостатков), Аллах, дающий пропитание творениям способами, не ведомыми им».

Ар-Рахмани-р-Рахим

الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Аллах милостив на этом свете ко всем творениям, не различая хороших и плохих, то есть Он даёт пропитание всем творениям. И на том свете Он проявляет милосердие к уверовавшим, прощая им грехи.

Мудрость повторения «Рахмани-р-Рахим» и в «Басмале», и в суре «Фатиха» заключается в том, что «Рахмани-р-Рахим» – самый важный сифат из сифатов Аллаха, сифат, в котором мы больше всего нуждаемся. Поэтому, повторяя его в суре «Фатиха», Аллах побуждает нас к частому повторению этого сифата. По мазхабу имама Шафии, «Басмала» тоже относится к суре «Фатиха», т. е. включён в неё, а согласно мазхабу имама Абу-Ханифы, он не относится к суре «Фатиха». Согласно мазхабу Абу-Ханифы, повторение «Ар-Рахмани-р-Рахим» говорит о том, что «Басмала» не является аятом суры «Фатиха». То есть «Ар-Рахмани-р-Рахим» повторяется в суре «Фатиха», дабы мы знали, что «Басмала» не относится к этой суре.

Мудрость повторения в том, что Аллах призывает рабов Своих поминать Себя часто. Частое же поминание Аллаха – это признак любви к Нему. Пророк (мир ему и благословение) тоже сказал:

مَنْ أَحَبَّ شَيْأً أَكْثَرَ ذِكْرَهُ

«Кто бы ни полюбил что-то, тот часто поминает Его».

Ещё мудрость в том, что перед «Ар-Рахмани-р-рахим» предусмотрено воздание хвалы Аллаху словами «Аль-хамду лиллах», ибо получить милость Аллаха можно, воздав Ему хвалу.

Первым, кто воздал хвалу Аллаху, был Адам (мир ему). Чихнув, он произнёс: «Аль-хамду лиллях». В ответ на это от Аллаха было сказано: «Да смилуется над тобой Господь твой, для этого ты создан». Так люди узнали, то есть им поведали, как воздать хвалу, и их осведомили, что милость Аллаха получают восхвалившие Его.

Упомянутые земные блага – это явные блага. Что касается благ скрытых, которыми Аллах одаряет правоверных рабов Своих, то их много, они очень велики и очень важны. На этом свете – это освещение сердца светом веры и проявление лучших черт характера. На том свете – это прощение грехов, получение Рая и райских благ, высоких степеней и уровней в Раю, а их там несчётное количество. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) об этом говорится так:

ما لا عين رأت ولا أذن سمعت ولا خطر على قلب بشر

«…не виденные глазами, не слышанные ушами и не коснувшиеся сердца человека», – таковы блага райские.

Да сделает Аллах по величайшей милости Своей всех нас из тех, кому уготованы такие блага! Амин! Амин! Амин!

Один из великих арифунов по имени Зу-н-Нун аль-Мисрий рассказывает, что однажды сердце его охватило некое состояние и он отправился к берегу Нила. По дороге он увидел скорпиона, спешно идущего в сторону реки. Он последовал за ним и добрался до реки. На берегу сидела лягушка, и скорпион взобрался ей на спину. Лягушка со скорпионом на спине вошла в реку, и Зу-н-Нун на лодке последовал за ней. Добравшись до другого берега, скорпион слез с лягушки и двинулся дальше. Они нашли спящего юношу и змею, собирающую ужалить его. Скорпион набросился на змею, и они оба убили друг друга, а юноша спасся от смерти.

Обратите внимание, сколько средств задействовал Аллах, дабы спасти юношу!

Сифат – свойство, качество, атрибут.

Арифуны – люди, познавшие Аллаха.