Усама бен Зайд. Часть 1

Этот рассказ о «любимце любимого» – так прозвали в народе Усаму бен Зайда, сына Зайда аль-Хариса.

 

Отец Усамы ещё в детстве был усыновлён Посланником Всевышнего Мухаммадом ибн Абдуллой (мир ему и благословение). Это случилось ещё до того, как Всевышний Аллах послал Своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение) с религией истинного пути.

Вот как было дело. Зайду было восемь лет, когда он вместе с мамой отправился навестить родственников племени Бану Маʼан. По дороге на них напала конница чужого племени и, разграбив имущество путников, захватила в плен маленького Зайда. Мальчика продали на одном из ближайших крупных рынков. Но судьба оказалась к Зайду благосклонна. После недолгих скитаний он попал под попечение Посланника Всевышнего Мухаммада ибн Абдуллы (мир ему и благословение). Безутешные родители Зайда повсеместно искали своего сына, расспрашивая о нём путников. Отец мальчика, не в силах унять печали от долгой разлуки, слагал печальные стихи. Но надежда укрепляла сердца родителей, день ото дня даруя им новые силы. И вот, наконец, настал день долгожданной встречи. Какова же была радость Зайда вновь увидеться со своим отцом, а ликование отца сложно передать словами!

Однако Зайд не вернулся на свою Родину, а пожелал остаться рядом со своим духовным наставником – Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), величайшим из людей, которого Аллах избрал в качестве «милости для миров». Он сказал отцу о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение): «Он дал мне нечто такое, из-за чего я никогда не расстанусь с ним».

Этот поступок Зайда до глубины души тронул будущего Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он взял его за руку и привёл на священную территорию. Затем он обратился к курайшитам: «О племя курайшитов! Свидетельствую перед вами, что это мой сын и мой наследник».

Возлюбил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) Зайда от всего сердца. Окружающие стали называть мальчика Зайд ибн Мухаммад. Он носил это имя до тех пор, пока не снизошло Откровение Всевышнего. В Священном Коране сказано:

«Называйте их по именам отцов их, так угоднее Аллаху, а если не знаете вы отцов их, то братья они вам по вере и друзья ваши. И нет вины на вас, если делаете вы ошибку, но (держите ответ за то), к чему стремятся сердца ваши. А Аллах всегда Прощающий, Милосердный».

После этого вышел Зайд к народу и объявил во всеуслышание: «Я – Зайд ибн Хариса».

Прошло всего лишь несколько лет с того дня, когда Зайд сделал свой выбор, как Аллах послал Своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение) с религией истинного пути. Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) был одним из первых, кто уверовал в неё. Он стал советником Посланника Всевышнего, командиром частей в военных походах, а также одним из наместников Медины во время отсутствия Пророка (мир ему и благословение).

 

* * *

 

Такова история отца Усамы – Зайда ибн Харисы (да будет доволен им Аллах), о котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, Зайд ибн Хариса был достоин предводительства и был моим любимцем среди людей».

Благую весть о рождении сына Зайда – Усамы – немедленно донесли до Посланника Аллаха (мир ему и благословение). То были тяжёлые времена для Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников, связанные с многочисленными испытаниями и потерями, они подвергались преследованиям курайшитов,. Пророк (мир ему и благословение) очень возрадовался этому событию. К тому же матерью мальчика была Барака аль-Хабашийа (да будет доволен ею Аллах), а в народе её звали умм Айман. В своё время она служила у Амины – матери Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Она воспитывала Пророка (мир ему и благословение) и стала его кормилицей после смерти его родной матери. Пророк (мир ему и благословение) возлюбил умм Айман от всего сердца, трепетно к ней относился и нежно называл её «матушка».

«Однажды, это случилось уже после кончины Пророка (мир ему и благословение), Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал Омару бен аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «Давай поедем к умм Айман (да будет доволен ею Аллах) и навестим её, как делал это Посланник Аллаха (мир ему и благословение)». Когда они приехали к ней, эта женщина заплакала. Они спросили её: «Почему же ты плачешь? Для Посланника Аллаха (мир ему и благословение) лучше то, что у Аллаха!» В ответ она сказала: «Я плачу не оттого, что не знаю этого, а потому, что прекратились откровения, ниспосылавшиеся с небес!» Её слова привели Абу Бакра и Омара (да будет доволен ими Аллах) в такое волнение, что и они заплакали вместе с ней».

Теперь, когда у умм Айман (да будет доволен ею Аллах) родился сын Усама, Пророк (мир ему и благословение) возлюбил его не меньше, чем его родителей. Люди прозвали счастливого младенца «любимцем сына любимого». Бывало, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) на одно колено сажал Усаму, а на другое – своего внука аль-Хасана. Дети были одного возраста. Аль-Хасан – белокожий, цветущий и красивый мальчик, очень похожий на своего деда – Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Усама же – темнокожий мальчик, живой и подвижный, со слегка приплюснутым носом, похожий на свою мать-эфиопку. Пророк (мир ему и благословение) одинаково сильно любил обоих детей. Он горячо прижимал их к себе и приговаривал: «О Аллах! Истинно, я возлюбил их, возлюби же и Ты их».

Внешний вид человека, его физические данные не играют особой роли в Исламе; истинная религия придаёт значение не тому, какой цвет кожи у человека, а его внутренним, прекрасным качествам. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет преимущества арабов над представителями других народов и наций; так же как нет преимущества белокожих над темнокожими. Человека выделяют его благочестие и преданность Господу». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Перед ликом Всевышнего все равны. Даже нищий, не имеющий крыши над головой, одетый в рваные и неопрятные одежды, любим Им. Если взовёт он в молитве к Господу, ответит Он на мольбы его». Аллах отдаёт предпочтение скромным и простым людям над возгордившимися, превозносит правду над ложью, какой бы малой и безобидной она ни была.

Умм Айман (да будет доволен ею Аллах) воспитала Пророка (мир ему и благословение), о котором Аллах сказал в Коране: «И, воистину, ты – обладатель высокой нравственности». Усилия, которые приложила эта выдающаяся женщина в воспитании сына Усамы бен Зайда, также принесли благодатные плоды. Ему были присущи высокие и благородные качества. Необычайная набожность, мужество, добродетельность, скромность и целомудрие приблизили его к Пророку (мир ему и благословение). Усама (да будет доволен им Аллах) был очень общительным и притягательным для людей его эпохи. Он никогда и ни при каких обстоятельствах не позволял себе отзываться о ком-либо плохо.

О сильной привязанности Пророка (мир ему и благословение) к Усаме бен Зайду (да будет доволен им Аллах) свидетельствует следующий случай. В обязанности халифа Омара бен аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) входило распределение среди мусульман средств из общей казны. Пришло время Абдуллы бен Омара, его сына, и праведный халиф установил полагавшееся ему по праву и чину жалованье. А Усаме бен Зайду аль-Фарук (да будет доволен ими Аллах) назначил жалованье, превышающее жалованье сына. Узнав об этом, Абдулла спросил Омара бен аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах): «О отец, чем Усама мог превзойти меня, если ты назначил ему большее жалованье? И у отца его было не больше заслуг, чем у тебя». Омар (да будет доволен им Аллах) ответил сыну так: «Поистине, отец Усамы был более любим Посланником Аллаха (мир ему и благословение), чем твой отец. А Усама был более любим Посланником Аллаха (мир ему и благословение), чем ты».

В день битвы при Ухуде Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) вместе с другими молодыми людьми из семей сподвижников Пророка (мир ему и благословение) прибыл на поле боя, желая участвовать в сражении. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отослал его в числе других обратно по причине малолетства. Грустный, вернулся Усама домой, в глазах его стояли слёзы. В тот день он был отстранён от участия в великом сражении под знаменем Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Перед битвой аль-Хандак Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) снова прибыл на поле боя. Он встал в строй вместе с остальными юношами, стараясь вытянуться как можно выше. Посланник Аллаха (мир ему и благословение), видя его неумолимое стремление участвовать в сражении, а в глазах – решимость и бесстрашие, принял его в свой отряд. Пятнадцатилетний юноша испытал неописуемую радость и ликование. С гордостью, присущей отважным бойцам, повесил он за спину боевую саблю.

Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) доблестно сражался плечом к плечу с такими выдающимися сподвижниками Пророка (мир ему и благословение), как Аббас бен Абдельмутталиб, Абу Суфьян бен аль-Харес, Али бен Абуталеб (да будет доволен ими Аллах). Благодаря их отваге и героизму мусульманам удалось выиграть это сражение.

В день, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ступил на территорию Священной Мекки, Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) сопровождал его, сидя за его спиной на верблюде, а затем очищал Каабу от идолов.

 

 


Здесь: имеется в виду к Каабе.

Зайд ибн Мухаммад – означает: Зайд сын Мухаммада.

Аль-Ахзаб: 5.

Умм Айман – означает: мать Аймана.

Этот хадис передал Муслим, № 103/ 2404.

Аль-Калям: 4.

Омар бен аль-Хаттаб аль-Фарук (585–644) – второй праведный халиф.