Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) Часть 2

После кончины Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) во главе халифата и вторым «праведным» халифом стал аль-Фарук (да будет доволен им Аллах). Время правления Умара бен аль-Хаттаба аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) было благополучным и процветающим для стран аль-Шама, Ирака, Йемена и других государств обширного халифата. Аль-Фарук (да будет доволен им Аллах), как и его предшественник, строго следовал учению Мухаммада (мир ему и благословение). Все богатства халифата аль-Фарук (да будет доволен им Аллах) справедливо распределял между гражданами. Люди под его правлением жили в мире и согласии друг с другом.

Когда же наступило время правления мамлюков, имам разрубил «языческим мечом» справедливость, и в стране возобладали произвол и лицемерие. Сердце Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) обливалось кровью, а душа переполнялась скорбью и горечью. Однако всё на Земле происходит по воле Господа, и ничто и никто не в силах переменить ход событий, предопределённый свыше.

В правление Зу аль-Нурайна Усмана Бен Аффана (да будет доволен им Аллах) широким ходом шло завоевание новых земель, что привело к небывалому расцвету экономики и увеличению всеобщего благосостояния.

Судьба бросала Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) в страны от аль-Шама до Дамаска, он жил под правлениями сменявших друг друга халифов, перевидал множество самых разных людей. Но, где бы ни был, он не переставал удивляться тому, с каким рвением люди стремятся к заполучению и накопительству мирских благ, напрочь забывая о том, к чему призывал их Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Опасность, подстерегающая мусульманскую умму, была налицо. Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) смотрел на происходящее глазами наблюдателя. Сам он был далёк от соблазнов мирской жизни, более того, он не придавал им ровным счётом никакого значения.

Но он не мог утихомирить своё возмущение, когда видел, как люди, содержащие огромные и роскошные дворцы, нанимают также многочисленную прислугу. Протестуя против этого, он обнажал свой меч, грозно сотрясая им в воздухе, затем смиренно вкладывал его обратно в ножны, ибо помнил и чтил завет Мухаммада (мир ему и благословение), который сказал: «Терпи, пока не встретишься со мной». И, несомненно, был Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) из терпеливых.

В напутствие обладателям земных богатств, в назидание им в Коране сказано:

«О вы, кто веруете, воистину, многие из законоучителей и монахов поглощают обманным путём собственность людей и сбивают (их) с пути Аллаха. А тем, кто копят золото и серебро, не расходуя на пути Аллаха, объявите мучительное наказание.

В день, когда воспылает огонь адский, и заклеймит он лбы, бока и спины их: “Вот что накопили вы, и вкусите скопленное вами”».

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) взывал ко всем, кто окружал его: «Я удивлён тем, кто не имеет в своём доме куска хлеба, – говорил он, – почему вы не выйдете, обнажив свои мечи, в защиту свободной и достойной жизни?!». Протесты Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) против подобной несправедливости достигли слуха халифа Усмана Бен Аффана (да будет доволен им Аллах), и он решил пригласить к себе бунтаря. Когда же тот явился в Медину, халиф предложил ему остаться в этом городе под его покровительством, обещав предоставить ему безопасность и полный достаток до скончания его дней. Абу Зарр (да будет доволен им Аллах), поблагодарив халифа за его доброту и щедрость, ответил на это: «Не стремлюсь я к мирским благам. Только позволь мне поселиться в селении ар-Рабза». То была маленькая деревушка близ Медины. Халиф дал согласие, принимая во внимание то, что жители крупных городов уже неоднократно жаловались на последователя Пророка Аллаха (мир ему и благословение). Возмущение людей было вызвано строгостью и прямолинейностью Абу Зарра (да будет доволен им Аллах).

Так он поселился в тихом местечке ар-Рабза, где провёл остаток своих дней в уединении от людей и мирской суеты, пребывая в мире и согласии с самим собой. Но и там он ни на минуту не расставался со своим мечом, который продолжал покоиться в ножнах.

Однако находились люди, которые приходили к Абу Зарру (да будет доволен им Аллах) и пытались подтолкнуть его к бунту против халифа и главы верующих – Усмана Бен Аффана (да будет доволен им Аллах). Это были ярые мятежники, истинным намерением которых было внести раскол и разобщённость в среду правоверных мусульман. Ответ Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) разочаровал их, он сказал: «Воистину, даже если бы Усман (да будет доволен им Аллах) распял меня на высоком столбе или горе, чтобы подчинить своей воле, то я безропотно пережил бы это испытание и воспринял бы его для себя как благо. Если бы ему вздумалось отправить меня скитаться по свету, а в один прекрасный день вернуть меня домой, то и на это я ответил бы терпением и смирением, ибо повеление его я посчитал бы для себя благом». Когда мятежники услышали эти слова последователя Пророка (мир ему и благословение), им ничего другого не осталось, как покинуть его с остывшим пылом.

В своей жизни Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) старался поддерживать свои ум и сердце в чистоте, следуя наставлениям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и всю свою жизнь он неустанно призывал других мусульман придерживаться пути, по которому прошли Абу Бакр и Умар бен аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) – верные и лучшие последователи Пророка Аллаха (мир ему и благословение).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постоянно приучал и побуждал своих благородных сподвижников к щедрости и искоренял в их душах любовь к накоплению, стремясь к тому, чтобы все они жили в достатке и чтобы накопленные богатства не обернулись для их обладателей бедой, мучениями и гневом Аллаха в День воскрешения. И в этом благородный Посланник (мир ему и благословение) являлся для них прекрасным образцом и высшим примером. В напутствие он говорил им: «В День воскрешения богатые окажутся в убытке, кроме тех, кто щедро тратил свои средства должным образом».

Рассказывают, что однажды Абу Зарру (да будет доволен им Аллах), который был тогда преклонного возраста, повстречался его родной племянник. На старце был очень древний джильбаб. Молодой человек оглядел дядю с ног до головы и удивлённо воскликнул: «О Абу Зарр! Разве у тебя нет другой одежды, кроме этой? Несколько дней тому назад я видел, как ты нёс два новых и добротных джильбаба. Ты ни разу не надел их?». Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я отдал их тем, кто больше меня нуждался в них». Племянник продолжал недоумевать, на что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да простит тебя Аллах. Разве не видишь на мне этот плащ? У меня есть и другие одежды – та, которую я надеваю на пятничный намаз, и та, что на мне, когда я дою свою козу. То, чем мы обладаем в определённый момент жизни, – лучшее для нас, ведь это – дар Всевышнего».

Рассказывают также: как-то раз к нему пришёл человек и, войдя в дом, начал внимательно осматриваться. Не найдя в нём каких бы то ни было вещей, он спросил:

– О Абу Зарр, а где же твои вещи?

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил:

– Наш дом там, куда мы отправляем все наши хорошие вещи.

Догадавшись, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) имел в виду Будущую жизнь, человек сказал ему:

– Но ведь тебе же нужны вещи, пока ты живёшь в этом доме.

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил:

– Но Хозяин дома не оставит нас в нём.

В одном из походов верблюд Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сильно утомился от голода и не мог далее сопровождать своего хозяина. Абу Зарру (да будет доволен им Аллах) ничего другого не оставалось, как взвалить поклажу на свои плечи и догонять отряд Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он шёл по следам, оставленным собратьями по вере на раскалённых песках пустыни. Когда мусульмане во главе с Мухаммадом (мир ему и благословение) остановились, чтобы передохнуть, то вдалеке увидели столб пыли, который скрывал за собой путника. Они тут же сообщили об этом Пророку Аллаха (мир ему и благословение). «Должно быть, это Абу Зарр», – сказал Пророк (мир ему и благословение). И, действительно, когда человек приблизился к отряду, им оказался не кто иной, как Абу Зарр (да будет доволен им Аллах). Лицо Пророка (мир ему и благословение) осветилось улыбкой, и он сказал: «Да будет Аллах к Абу Зарру милостив, он идёт один, и умрёт один, и воскреснет один».

Пришло время Абу Зарру (да будет доволен им Аллах) покинуть этот бренный мир, и он сообщил об этом своей жене. Увидев слёзы на её глазах, он спросил: «Почему ты плачешь?». Она ответила: «Потому что ты умираешь, а у меня не найдётся даже савана, чтобы обернуть тебя». «Успокойся, – тихо, с улыбкой на устах проговорил Абу Зарр (да будет доволен им Аллах). – Ты слышала, что сказал Пророк (мир ему и благословение) наш? Он сказал обо мне, что умру я в безлюдной и пустынной местности, и попрощаться ко мне придут мусульмане. Они произнесут слова исповедания веры, и душа моя вознесётся к Творцу».

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) скончался в 652 году в окрестностях Мекки.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о нём: «Ни земля, ни небо не видели более искреннего человека, чем Абу Зарр".

 

Перевод Алсу Хасавнех

 

Умар бен аль-Хаттаб аль-Фарук (да будет доволен им Аллах) происходил из курайшитского рода, был торговцем тканями. Ввёл мусульманское летоисчисление по Хиджре (с апреля 637 г.), а также ряд религиозных предписаний (ежегодное паломничество, наказание кнутом, побивание камнями за прелюбодеяние и др.). Скончался от нанесённых ему в мединской мечети ран рабом-иранцем.

Усман (Осман) Бен Аффан (да будет доволен им Аллах) (ок. 575–656), третий «праведный» халиф. Богатый мекканский купец, один из первых последователей Пророка (мир ему и благословение). Он и Мухаммад (мир ему и благословение) женились на дочерях друг друга. В правление Усмана (да будет доволен им Аллах) был составлен первый свод Корана. Был убит родственниками Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Его смерть вызвала многолетнюю гражданскую войну в халифате.

Сура «Аль-Тауба»: 34–35.

Джильбаб – мужское одеяние в виде длинной рубахи; а также женская одежда в виде покрывала.

Здесь: слово «бурда» также означает «ист. плащ Мухаммада» (мир ему и благословение).

Имеется в виду мирская жизнь.

Шахадат: «Ля иляха илл-Аллах ва мухаммадун расулюллах».

В 32-м году по Хиджре.