Абу Мадьян. Его наставления слушали даже птицы

Шуайб ибн Хусайн аль-Андалуси более известен как Абу Мадьян. Он был шейхом запада и господином познавших Аллаха, предводителем своего времени вступивших на путь Аллаха учеников. Был из набожных и усердствующих в поклонении, посвятил себя всего служению Всевышнему Аллаху.

Родился Абу Мадьян в Севилье в арабской семье в 509-м году по Хиджре. Он осиротел в раннем возрасте и бежал из дома своего брата с целью утолить жажду к знаниям. После долгих скитаний наконец прибыл в город Фес, где получил рекомендации от нескольких учёных по явным и тайным наукам; в то время он зарабатывал на жизнь ткачеством.

 

Именно в это время произведения имама аль-Газали достигли Феса. Учёный Абу-л-Хасан ибн Харазм публично осудил их. В следующую ночь ему приснилось, что автор пожаловался на него Пророку (мир ему и благословение) и четырём халифам и что он был приговорён к множеству ударов кнутом. Проснувшись, он обнаружил следы кнута на своём теле. Он отказался от своего осуждения и сам стал изучать те произведения, которые осуждал. Благодаря Абу-л-Хасану Абу Maдьян познакомился не только с произведениями имама аль-Газали, но и с произведениями аль-Мухасиби и других суфийских учёных.

Шейх Абу Абдилля аль-Тильмасани в своей книге «ан-Наджму Сакиб…» сказал: «Наш господин шейх Абу Мадьян был одним из людей тасаввуфа авлия, Аллах объединил в нём знания Шариата и хакиката (постижение Божественной истины)».

 

Его достоинство

Ат-Тадали и другие упомянули, что под его духовным воспитанием тысячи людей стали авлия, обладающими караматом (чудеса).

Ат-Тадали говорил о нём так: «Он обладал глубокими знаниями, был постоянно обратившим своё сердце на Аллаха, в таком состоянии и умер».

Крупный шейх своего времени Абу Сабар сказал: «Абу Мадьян был аскетом, достойным, познавшим Аллаха, стремился к духовному развитию и достиг тайн познаний Аллаха. Особенно в степени таваккул (упование на Аллаха)».

 

Путь к знаниям

Абу Мадьян рассказывал: «Я отправил в город Фес и очень желал найти человека, который обучит меня шариатским решениям омовения и намаза, затем я разузнал о собраниях учёных и посещал их один за другим».

На таких собраниях он получал знания от больших учёных и оставался рядом с ними. Некоторые учёные, с которыми он остался, чтобы брать у них знания, это были шейх Абу Яза (умер в 572 г. по Хиджре), шейх Абу Хасан Али ибн Хирз, известный как ибн Харазм (да будет доволен им Аллах) (умер в 559 г. по Хиджре) – у него Абу Мадьян прочитал книгу «ар-Риаятулиль Мухасаби».

Ещё  он учился у таких учёных, как шейх Абул Хасан ибн Галиб, который был факихом в городе Фес, – у него Абу Мадьян прочитал книгу «Сунануат-Тирмизи», а у шейха Абу Абдилля ад-Дакака обучался тасаввуфу.

Рассказывали, что Абу Мадьян говорил: «В начале своей учёбы, когда я слышал толкование какого-то аята или же смысл хадиса, то довольствовался этим и уходил туда, где нет никого, выходил за город. Останавливался в каком-либо месте, чтобы действовать согласно тому, что узнал. Когда я оставался один, ко мне приходила газель (животное) и веселила меня. Так я оставался какое-то время. До меня доходили сообщения о Сайиде Абу Яза и о его караматах: люди друг другу рассказывали о его караматах, а когда до меня дошли эти вести, моё сердце наполнилось любовью к нему. Я пришёл к Абу Яза с группой людей и сразу же увидел удивительные баракаты от него. Затем взял разрешение и отправился совершить хадж».

 

Затем Абу Мадьян отправился на Восток, получил много пользы от аскетов, авлия. В местности Арафа познакомился с шейхом Абдуль-Кадир Джилани, у него в Хараме прочитал много хадисов, и Абдуль-Кадир Джилани облачил его в одеяние суфизма.

После он вернулся и поселился в Джазаире, там и женился. Жена родила ему сына. О городе, в котором жил, он говорил: «Он способствует мне добывать дозволенное». С каждым днём его степень перед Аллахом возвышалась, к нему приходили разные делегации и отдельные люди, у кого была необходимость, с разных сторон.

Шарани в «Табакат аль-Кубра» пишет: «Его сын Мадьян похоронен в Египте, в мечети шейха Абдул Кадира ад-Даштути, и его могилу посещают люди».

 

Степень в ряду учёных

Абу Мадьян был одним из знатных учёных. Ему задавали сложные вопросы по мазхабу имама Малика (да смилуется над ним Аллах), и он в тот же миг на них отвечал. У него были маджлисы знаний, проповедей, люди приходили из разных мест, чтобы послушать его, и даже птицы, пролетавшие рядом, останавливались, дабы послушать наставления. На его маджлисы ходили не только обычные люди, но и большие учёные мухадисы и авлия из разных городов, чтобы узнать ответ на тот или иной вопрос.

Имам Шарани в книге «Табакат аль-Кубра» пишет, что шейх Абу Худжаж аль-Аксари сказал: «Я слышал от нашего шейха Абдураззака (да будет доволен им Аллах), как он говорил: “Я встретился с Пророком Хизри (мир ему) в 580-м году по Хиджре и спросил о нашем шейхе Абу Мадьяне, на что тот ответил, что это имам праведных в наше время”».

Имам Шарани (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Я сказал, шейхи призывают возвеличивать его, соблюдать этику по отношению к нему; Абу Мадьян был остроумный, красивой внешности, смиренный, аскет, набожный, усовершенствовавший и вобравший в себя достойные нравы, да будет доволен им Аллах».

Имам аз-Захаби свидетельствует в своей книге «Сияр Алям ан-Нубаляи», что Мухиддин ибн Араби сказал: «Абу Мадьян – это султан наследников. Когда Джамал Хуфаз Абдул Хаки вошёл к нему и увидел, чем наделил его Аллах – явным и скрытым, то в себе нашёл такое достойное состояние, которое никогда не чувствовал до тех пор, пока не посетил Абу Мадьяна, и при таком состоянии сказал: “Это истинный наследник”».

 

Акида Абу Мадьяна

У него есть книга, которая называется «Унс-уль-вахид ва нузхатуль мюрид фи ильми тавхид валь-хикма». В своей книге по акиде шейх Абу Мадьян сказал: «Хвала Аллаху, который чист от границ, от слов «где» «как», от времени, места, разговаривающему предвечной речью, самостоятельному! Ничто не отделяется от Него и не возвращается к Нему, не подобен Он творениям, не описать Его буквами, звуками. Очистились качества нашего Господа от небес и земли. О Аллах, мы делаем Тебя Единым и не относим Тебе границы, мы веруем в Тебя и не отвергаем, мы поклоняемся Тебе и не уподобляем Тебя творениям. Мы убеждены в том, что тот, кто уподобляет Тебя творениям, не знает Творца творений».

В своей книге он пишет: «Аллах над Аршем не сидением и не укреплением (для Него нет места и сторон)».

Также Абу Мадьян сказал: «У Арша есть граница, размер, а Господа не могут постичь взоры. Умы, мысли придают образ Аршу и описывают его длиной, шириной, и оно вместе с этим носимое не исключается, не уходит. Арш сам по себе – это место, у него есть сторона, опора. А Аллах был и не было у Него места, и сейчас Он тоже есть, как и был. Для Него нет таких понятий, как снизу, чтобы нести, как сверху, чтобы образовалась тень, нет стороны, как сзади, чтобы опираться, спереди, чтобы создать Ему границу».

 

Наиболее распространённые высказывания

Очень много хороших и мудрых слов было у Абу Мадьяна, тут мы приведём некоторые из них:

«Караматы (чудеса) авлия – это результаты муджизатов (чудеса от пророков) нашего Пророка (мир ему и благословение), и этот наш путь (суфизм) мы взяли от Абу Аза по цепочке от Джунайда от Сари ас-Сакати – от Хабиба Аджами – от Хасана аль-Басри – от Али ибн Абу Талиба – от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)».

«Кому дарована сладость общения с Аллахом, его сон пропадёт, а кто занят поиском мирского, попадёт в беду с униженностью, и у кого в сердце нет сдерживания, у него всё пропадёт».

«Со смертью простого народа появляются притеснители, а со смертью особенных людей – обманывающие религию смутьяны».

«Тот, кто познал себя, не обманется хвалой людей; кто услужит праведникам – возвысится перед Аллахом; а кому окажет почтение Аллах, тому и люди окажут почтение. Аллах испытывает человека, навлекая на него ненависть людей».

«Твоя жизнь – это вздох один; стремись, чтобы он был за тебя, а не против тебя».

«Сторонись дружбы с нововведенцами, опасаясь за свою религию».

«Аскетизм – это благополучие».

«Отчитывая себя, раб доходит до степени муракаба (постоянное духовное видение сердцем во всём сущем Величия Аллаха)».

 

Караматы

Однажды Абу Мадьян ходил по берегу, и враги-римляне его схватили, взяли в плен и забрали с собой на корабль, где находились и другие пленники из числа мусульман. Когда Абу Мадьян сел на корабль, то он перестал плыть и не двигался с места, несмотря на то, что дул сильный ветер. Римляне поняли, что у них никак не получается поплыть, и некоторые сказали: высадите этого пленного мусульманина, наверняка он – обладатель тайн возле Аллаха. Абу Мадьяну указали, чтобы он покинул корабль, но он ответил, что покинет корабль, только если освободят всех мусульман. У них не оставалось другого выхода: всех пленных мусульман они освободили, и корабль тут же поплыл.

Рассказывают, что между шейхом Ахмадом ар-Рифаи и Абу Мадьяном была дружба, и они переписывались, жили друг от друга далеко, однако каждый день утром и вечером один другого приветствовал, и тот отвечал.

 

Его ученики

Имам Яфии в книге «Миратуль Джанан…» пишет, что у Абу Мадьяна было много учеников, ставших праведными шейхами: Абу Мухаммад АбдуРахим аль-Канади, Абу Абдулла аль-Курши, Абу Мухаммад Абдулла аль-Фарси, Абу Мухаммад, Абу Ганим Салим, Абу Али Вазих, Абу Сабр Айиб аль-Макнаси, Абу Мухаммад Абдул Вахид, Абу Раби аль-Музафари, Абу Зайдайни и другие.

 

Кончина шейха

Когда Абу Мадьян стал известным и увеличилось число его учеников, некоторые представители власти и ненавидящие его люди стали сплетничать про шейха и наговаривать на него султану Якубу Мансуру. Они сказали: «Мы боимся его в вашем государстве, у него много последователей в каждом городе».

Султан отправил к нему людей, чтобы расспросить о нём, и написал главе города Беджая с завещанием и с просьбой привезти Абу Мадьяна к себе. Это стало тягостным событием для окружения шейха, и он даже сказал: «Моя смерть близка; Аллах отправил человека, который отвезёт меня к Нему с доброжелательством. Я не увижу султана, и он меня не увидит».

Шествие султана вместе с Абу Мадьяном отправилось в путь. Но когда дошли до города Тлемсанони и там остановились, шейх направился в мечеть, повернулся в сторону Каабы, прочитал шахаду и со словами: «Аллах жив» – покинул этот мир. Это был 594-й год по Хиджре.