Положение новообращённой мусульманки на Западе

Сегодня быть новообращённой мусульманкой и проживать в странах Запада – странное, опасное и в то же время удивительное явление. С одной стороны, казалось бы, в развитых странах с процветающими демократическими свободами у мусульман должна быть масса возможностей духовно развиваться и исповедовать свою веру. Но с другой стороны – мусульмане, жители западных стран, зачастую чувствуют себя скованными общественными нормами, которые противоречат Исламу.

Особенно страдают в этом отношении мусульманки – к примеру, если от общества исходит определённая негативная реакция на хиджаб. Казалось бы, население западных стран провозглашает свободу веры как одно из важнейших прав человека. Но в то же время всё больше и больше людей покоряет антимусульманская риторика, а в некоторых случаях проявляется агрессия к представителям Ислама – так называемая исламофобия.

Быть новообращённой мусульманкой на Западе – особый опыт; феномен, который сопровождается множеством давлений и вопросов. Предлагаем вниманию читателей материал журналиста Терезы Корбин в переводе с английского языка, обратившись к её опыту положения мусульманки на Западе.

Нам задают много вопросов

Тереза Корбин: «Вопрос, который нам задают многие немусульмане: может ли вера мусульманина быть только внутренним выражением и не проявляться столь публично? Ответ в том, что когда вера проникает в сердце – она проявляется и внутри, и снаружи.

Особенно остро это чувствуют новообращённые мусульмане. Меняется весь уклад нашей жизни, мы начинаем работать над собой, над взаимоотношениями с другими людьми. Мы проводим меньше времени с теми, кто отдаляет нас от поклонения Всевышнему. Мы перестаём посещать клубы и вечеринки, меняем свой рацион питания. Мы начинаем ценить наших соседей, уважительно относиться к старшим. Одеваемся скромнее, учимся повязывать хиджаб – словом, кардинально меняется наш внутренний и внешний мир.

Хиджаб вызывает непонимание на Западе по ряду причин. Зачастую общество просто не осознаёт суть ношения хиджаба. Но кто сказал, что свобода религии означает, будто кто-то должен понимать или соглашаться с религией? Хотя западный мир утверждает, что здесь соблюдаются права женщин, почему при этом мусульманок исключают? А как же наши права? Разве мы не должны также иметь право выбирать, что лучше для нас самих? И если это означает поиск близости к Богу и ношение хиджаба, то почему мусульманка в хиджабе часто не встречает понимания в западном обществе?

Если на Западе действительно есть свобода религии, если права женщин и в самом деле защищены, то мы, мусульманки, не должны скрывать свою веру.

Стать частью другой культуры

Это был вопрос, который нам задают немусульмане. Но новообращённые мусульманки сталкиваются порой и с другими ситуациями. Некоторые этнические мусульмане удивляются, почему мы, приходя в Ислам, зачастую оставляем в прошлом свою культурную идентичность. Нужно понимать, что многим людям на первых порах непросто отделить культурные ценности от религиозных. Культура – социальная практика группы людей, меняющейся со временем и местоположением, тогда как религия – служение и поклонение Богу.

Тем не менее, некоторые полагают, что всё имеющееся в их культуре (на родине) является Исламом. Вот тут и возникает путаница. Необходимо оставить в прошлом культурные обычаи, если они противоречат Исламу, и направить усилия на изучение религии, в которой они (новообращённые мусульмане) обрели гармонию.

Новообращённые мусульманки становятся частью другой культуры, и это давление порой особенно тяжело, если они выходят замуж за мусульман из стран с восточной культурой. На этих сестёр, скорее всего, будет оказано давление, чтобы те приняли культуру своей новой семьи.

Конечно, это неправильно. Когда мы изучаем Ислам, мы видим разницу, начинаем различать границы дозволенного и запретного, мы стараемся исправить неправильные страницы в своей жизни и заменить их на правильные с точки зрения Ислама. Мы обнаруживаем, что не всё из западной культуры харам, и не всё из восточной культуры халяль. В целом можно сказать, что, обретая Ислам, мусульмане на Западе во многом сохраняют свою культурную идентичность.

Переезжать или нет?

Если учитывать все факты, о которых мы сегодня поведали, казалось бы, должен возникнуть вопрос: а не разумнее ли новообращённым мусульманам Запада переехать на постоянное местожительство в кукую-либо из исламских стран?

Но не всё так просто. Это сложный вопрос, особенно для новообращённых мусульман. Должны ли мы продолжать создавать пространство для себя и расширять возможности практиковать наши религиозные традиции? Или мы должны переехать в исламские страны?

Нам приходится думать: а что будет лучшим вариантом для нас? Испытываем ли мы социальное давление из-за нашей веры или из-за того, что мы женщины? В какой стране нам будет комфортнее, где у нас появится лучшая возможность практиковать свою веру? Часто новообращённые мусульманки чувствуют себя словно рыбы без воды, живя на родине со своей культурой, но с новым религиозным сознанием. Для многих кажется странным сочетание традиций двух миров – западного и исламского, хотя на самом деле Ислам и то послание, с которым пришёл наш Пророк (мир ему и благословение), предназначены на все времена, для всех народов и стран.

Независимо от того, решим мы остаться на родине или переедем на Восток, реальность порой жестока к новообращённым мусульманкам на Западе. Однако у нас есть уникальная возможность рассказать о красоте нашей веры в этой части планеты. Всевышний открыл для нас прекрасный мир Ислама, и мы можем проложить путь для комфортного проживания нового поколения американских, канадских, британских или австралийских мусульманок. Воплощая в жизнь высокие принципы Ислама, оберегая свои семьи, совершенствуя себя и свою веру, мы можем сделать так, чтобы их опыт был менее сложным. Надеемся на помощь Всевышнего и просим Его в своих дуа о мире и гармонии для всех мусульман планеты…».

Переведено специально для сайта «Ислам.ру»