Духовное воспитание детей

Семья – сообщество родных и близких людей, проживающих вместе, и вместе с тем – первоисточник любви к Всевышнему Аллаху и друг к другу. Ведь именно в семье ребёнок впервые вступает на путьВсевышнего Аллаха и познаёт радость пребывания на нём.

«Усердно воспитывай детей с малых лет, и тогда твои глаза будут радоваться тому, что увидят в старости. Ведь воспитанность и благопристойность, которые ребёнок впитывает в себя в раннем детстве, – рисунок на камне (то, что останется в его сути навсегда)» (Али ибн Абу Талиб).

Дети появляются на свет по воле Всевышнего Аллаха готовыми с момента рождения впитывать вместе с материнским молоком тепло, любовь и ласку впитывать в себя вместе с воздухом, которым они дышат, все человеческие добродетели.
Добро и милосердие может передаваться ребёнку от матери и отца, окружающих малыша родных и близких, но никак не моралью или внушением, что так должно быть, никак не поучениями, которые не подкреплены примером того, что на самом деле существует в семье или в обществе.
Семья, которая соответствует нравственным принципам Ислама, своими духовными традициями задаёт ребёнку внутреннюю программу нравственного воспитания.
Именно семья – гарант счастья и благополучия каждого ребёнка.
Если в ваш дом постучался сосед с просьбой о помощи, а вы не открыли ему дверь; если просящий милостыню протянул вам руку, а вы отвернулись от него; если вы таите недовольство по отношению к родным и близким и высказываетесь об этом за их спиной и в присутствии своих малолетних детей, то эти и другие примеры подобного характера начинают формировать в умах ваших чад негативную модель поведения в семье и обществе.
Видение мира и поведение в нём у ребёнка формируется с детства. Сколько бы потом ему ни говорили, что нужно быть добрым и милосердным ко всем людям, как бы ни пытались изменить его взгляды, это не принесёт нужного результата. Внешне, быть может, став взрослым, он будет соглашаться с доводами других, но в глубине сознания у него не будет убеждённости, что нужно помогать бедным из чувства долга и милосердия. Он будет это делать из чувства тщеславия и напоказ, только из-за того, чтобы об этом говорили другие люди, при этом не испытывая ни капельки сострадания к бедам и проблемам нуждающихся людей. 
Если же в семье, в которой воспитывается ребёнок, есть сострадание и доброта, то он с детства получает хорошее воспитание и достойные примеры для подражания. Именно на личном примере поведения в быту родителей можно и нужно воспитывать детей, показывая тем самым, что только любовь к Всевышнему Аллаху, богобоязненность, человеколюбие и доброта помогают достойно жить в этом мире. У таких родителей дети не пойдут по запретному пути, потому что они будут знать, что нужно учиться достойно жить, чтобы суметь дать ответ для жизни в мире ином.
Именно во имя того, чтобы защитить ребёнка от всего недозволенного и порицаемого, что делает жизнь лишённой чистоты и красоты, Ислам считает семью ответственной за правильное воспитание ребёнка.

В хадисе говорится: «Все дети рождаются мусульманами, но впоследствии родители делают их иудеями, христианами, огнепоклонниками» (Муслим и аль-Бухари).

И мы должны понимать, что Всевышний Аллах, дарующий жизнь каждому родившемуся младенцу, уже дал ему возможность принять прямую веру, религию единобожия, если только родители его не испортят ему жизнь, отвратив от пути истинного, не дав ему достойного воспитания.
Именно семья – начальное звено воспитания, от которого начинается прямой путь маленького человека.
Ислам считает правильным, чтобы будущие родители ещё не родившегося ребёнка выбирали друг друга на правильных нравственных основаниях. Будущий отец должен знать, кого он выбирает как жену и будущую мать своих детей. Ведь именно мать, начиная с момента появления на свет ребёнка и до его совершеннолетия, более всех ответственная за то, чтобы ребёнок не пошёл по ложному пути.
Хорошая, благонравная мать ещё до рождения чада будет просить Всевышнего Аллаха оградить её и будущего малыша от происков шайтана. Она будет вести себя в духе покорности перед Ним, уважения и любви к мужу, его родителям и близким его родственникам, содержать дом в уюте и чистоте, наполнять его теплом, радостью и счастьем.
Именно мать вкладывает в ребёнка вместе со своим молоком и материнской любовью хорошие привычки и манеры, защитит от плохого влияния, отведёт от дурного поведения и привычек. 
Каждый ребёнок, воспитывающийся в семье, ощущает на себе уже с младенческого возраста особенное, доброе и любящее отношение матери.
Духовная уравновешенность матери, её богобоязненность, ласковое слово и нежность вызывают у ребёнка положительные эмоции.

Отсутствие материнского внимания, её отрицательные эмоции, вызванные неудовлетворённостью жизненными ситуациями, нехваткой денежных средств, неустроенностью жизни, без терпения и смирения перед выпавшими трудностями, воспринимаются им как наказание и вызывают в ребёнке ещё большую потребность во внимании к нему. И если эта потребность остаётся неудовлетворённой в раннем детском возрасте, то возможно, что ребёнок вырастет без духовной привязанности к матери, к своей семье, легко в последующем попадёт под влияние безнравственных людей и станет жертвой происков шайтана.
Отношение матери к чаду во многом определяет то, каким вырастет каждый ребёнок и каким он станет человеком.
Одновременно с физическим развитием ребёнка происходит его духовное формирование, которое также зависит от его родителей, от их умения воспитать в малыше любовь к Аллаху. Именно родители должны давать ему ростки знания о том, что земная жизнь дана всем людям для испытания. Оттого, как они сумеют это всё вложить в сердце и сознание ребёнка, зависит то, сможет ли он стать истинно верующим 
в Аллаха мусульманином, любящим Всевышнего Аллаха, своих родителей и свой дом, стать человеком в полном смысле слова.
Для полного духовного развития детям также необходимо ощущение полной гармонии и счастья. Это чувство появляется у ребёнка тогда, когда он видит и ощущает дружеские, тёплые отношения между отцом и матерью, их искреннюю любовь, видит их поклонение Всевышнему Аллаху.
Воспитывая детей, родители в первую очередь должны быть воспитанными сами и должны знать и полюбить то, что любит Аллах, и не делать того, чего Всевышний Аллах не любит.

Да поможет нам всем Всевышний Аллах осознать это, и да оставит Он нас на истинном пути!