Свободны ли по-настоящему те, кто не считает себя рабом Аллаха?

Эту тему я выбрала не случайно. Возможно, кому-то эта статья поможет найти ответы на давно наболевшие вопросы, как и я нашла их с помощью Всевышнего в своё время. Когда я ещё не была в Исламе, то часто задумывалась над тем, что означает понятие "раб Аллаха". И, общаясь с мусульманами, с удивлением открыла для себя, что они не то что не стесняются признавать себя рабами, а даже с радостью говорят об этом. Я не понимала этого. Как можно радоваться тому, что ты раб? Ведь в наше время столько разных движений и партий за свободу человека, это так активно пропагандируется, а тут люди добровольно называют себя рабами, да ещё и счастливы при этом.

Слово "раб" имеет негативный смысл, это не позитивное слово. Когда ты раб (другого человека), ты практически мёртв. Ты не свободен вообще, твоими желаниями становятся желания твоего хозяина, из истории мы знаем, как тяжело приходилось рабам. Но когда ты раб Аллаха, твоего Создателя, это действительно нечто другое, не похожее на рабство в обычном понимании этого слова. Быть рабом Аллаха является самым благородным из того что есть в мире, и хвала Всевышнему, сейчас я понимаю это. Но тогда в моем окружении были люди, далёкие от Ислама.

Поиск истины

Однажды в университете мы завели разговор о религии с нашей преподавательницей. И она сказала: «При советской власти у нас был такой предмет «Атеизм», он объяснил нам, что мы свободны, а не какие- то рабы, и у меня была пятёрка по этому предмету!  В Исламе слишком много запретов. То нельзя, это нельзя... Почему я не могу ходить без платка, если мне так хочется?  Почему я должна голодать целый месяц, соблюдая строгий пост? Разве я не свободный человек? Я не рабыня, а свободна и вольна поступать так, как мне того хочется». Тогда один из моих однокурсников сказал:

«Получается, что вы все равно рабыня, но только уже своих желаний и потребностей».

Это натолкнуло меня на размышления. Мы все хотели бы думать, что мы свободны, что у нас есть свобода воли, делая наш выбор в жизни- но давайте глубже задумаемся об этом. Неужели мы рождены, чтобы быть свободными? И если да, то каким образом? Что это значит для нас? Свобода является одной из самых ценных вещей, хотя многие из нас ни малейшего представления  не имеют, насколько это драгоценно, пока не потеряют её. Право на свободу считается одним из основных прав человека, и пытаться лишить кого- то свободы без причины на это является тяжким грехом.

Этот прекрасный мир с неисчислимыми благами создан Всевышним для нас, и по своей великой милости и мудрости наш Создатель установил некоторые запреты и повеления ради нас же самих. Но многие этого не понимают: «Мы хотим быть свободными» - говорят они.

Насколько мы свободны на самом деле?

Для начала отметим, что наша свобода гораздо более ограничена, чем мы думаем. Начнём с простых примеров, который каждый из нас может понять, касающихся нашего физического тела. Давайте подумаем, сколько свободы у нас в том, чтобы остановить зевоту, чихание? Сколько свободы у нас в том, чтобы видеть, слышать, чувствовать? Мы понятия не имеем, что заставляет наше сердце биться, или когда оно остановится. Или, к примеру, если человек скажет: «Я свободен в том, чтобы не спать несколько дней, поэтому я не буду спать». Да он и дня не продержится! Это же абсурд. И действительно, если глубже задуматься над этим, то становится понятно, что у нас нет абсолютно никакого контроля над тем, что происходит внутри нашего тела.

Рассмотрим ещё один пример. У нас не было свободы выбора в отношении родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Мы не можем выбрать себе цвет глаз или кожи, мы пытаемся выбрать время рождения наших детей, но и это происходит не так, как мы ожидаем. Так как вы считаете, человеческие существа все ещё имеют свободу?

 И все же, вера в свободу человеческой души является одной из самых важных вещей, Всевышний открывает нам это на протяжении многих веков. Ислам говорит нам о том, что человеку дано даже больше, чем ангелам, потому как ангелы созданы безгрешными, а человек всегда борется со своими страстями, и если он сможет побороть своё эго, то перед Всевышним его уровень может оказаться даже выше, чем уровень ангелов. Да, мы не можем выбрать всё, что касается нашего физического тела, но мы можем выбрать то, что касается деятельности нашей души.

Мы просим Всевышнего, чтобы Он наставил нас, помог в наших делах, но Аллах никогда не заставляет нас, нам изначально дан выбор. Как же это происходит, ведь мы не запрограммированные роботы?  Если сказать проще, то у нас есть выбор какими быть - плохими или хорошими. Каждый из нас по- разному реагирует на ту или иную ситуацию, некоторые из нас гораздо более бескорыстные, щедрые, прощающие, чем другие, но у каждого есть выбор. Если мы видим, что старушка несёт тяжёлую сумку, мы можем выбирать, помочь ей или нет, а кто-то даже может выбрать украсть её сумку. Это приводит к интересной мысли. У всех у нас есть чувство долга, и думаю, мы знаем, как должен поступить хороший человек, руководствующийся своей религией и совестью.

Что такое Настоящая Свобода?

 Истинная свобода приносит счастье, но всё не так, как думают многие люди. «Я мог бы быть очень счастливым, если бы у меня была свобода в том, чтобы я мог, как только захочу, наполнить свой желудок вкусной, но нездоровой пищей, или тратить огромные деньги на одежду, приобретать украшения, покупать дорогую технику, или курить, пить алкогольные напитки, или избежать тяжёлой работы или домашнего задания, или отомстить своим врагам, или заработать много денег, возможно даже нечестно, или быть известным и получить признание людей».  Как вы думаете, это те вещи, которые делают людей счастливыми?

Как просто было бы, если бы это было так. Ведь это так просто для сатаны, чтобы обмануть людей - пути, ведущие на погибель так заманчивы и приятны. Но тут необходимо остановиться и подумать. Если человек, который считает себя «свободным» и ведёт соответствующий образ жизни без ограничений, непредвзято проанализирует какие-то моменты своей жизни, то будет вынужден признать, что он является самым настоящим рабом. Рабом своих страстей и пороков. Многие из самых богатых и влиятельных людей в мире–самые одинокие. Люди, которые злоупотребляют едой, страдают избыточным весом и ожирением, становятся рабами собственного желудка. Те, кто ленив и избегает учёбы и работы в молодости, ведёт разгульный образ жизни, позже очень сожалеют об этом. Курильщики зачастую умирают молодыми от рака лёгких или сердечной недостаточности, обрекая на страдания тех, кто их любит. У тех, которые употребляли алкоголь, сначала понемногу, «просто расслабиться», это превратилось в физическую зависимость и никакие лекарства и кодирование уже не помогли. Такие люди стали настоящим бедствием для своей семьи, отдавая последние деньги за выпивку и оставляя голодными своих детей. Выходит, что такой человек стал рабом спиртного.

 Истинное счастье – это беречь то, что Всевышний дал нам взаймы и поручил нам на хранение - наши тела, наши семьи, наши таланты, наше здоровье, наши чувства к другим. Быть свободным не означает дать волю своим страстям и желаниям.  Но вот странная вещь – человек, который отказывается от такой эгоистичной свободы и признает себя рабом Господа, всегда будет действительно свободным. Он будет знать, что сделал всё возможное, его совесть будет чиста, он избавится от сомнений и переживаний, жизнь наполнится смыслом, и такой человек уже никогда не будет рабом своего нафса (эго), или любого другого лица, или вещи.  Да, мы должны подчиняться, но все запреты и повеления Всевышнего нацелены исключительно на благо человека, так как это не просто хозяин, это Создатель всего сущего! И становится понятно, что это и есть счастье - быть рабом Всемилостивого Творца! И тогда возникает вопрос: а как стать приближённым рабом Всевышнего? Как добиться довольства Аллаха?  

Качества истинного раба Аллаха.

Быть истинным рабом Аллаха означает наличие определённых черт характера, их много, но для себя я выделила некоторые из них: I

Любовь. Быть рабом Аллаха означает, что мы должны любить нашего Господа. Размышляя над тем, что создал для нас Всевышний Аллах, видя прекрасную природу, любимых людей, всё то восхитительное, что нас окружает, мы познаем нашего Творца и мы не можем не полюбить Его, не признать истинное величие Аллаха. Даже если вы любите своего супруга, детей, друзей, они тоже становятся проявлением нашей любви к Аллаху. Нужно всем сердцем полюбить также Его Посланника, нашего господина Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Нужно постараться соблюдать его Сунну, жить так, как завещал он нам в своих прекрасных хадисах.

Послушание. Быть рабом Аллаха означает, что мы должны повиноваться тому, что повелевает нам Всевышний в Своей благородной Книге. Это само собой разумеется, если вы истинно любите Аллаха, то послушание становится чем-то очень лёгким и даже радостным. Ведь тем, кого мы любим, мы всегда готовы дать лучшее, не требуя ничего взамен.

Искренность. Ещё одна черта для искренних рабов Аллаха.  Делать всё ради Аллаха. В этих словах большой смысл, поскольку мы часто говорим: «я делаю это ради Аллаха». Но всегда ли мы понимаем всю глубину этих слов? Когда мы сделали что-то действительно хорошее, то мы не стремимся выставлять это напоказ перед другими людьми, ведь мы делаем это из самых благородных побуждений. А действительно ли мы искренни в своих намерениях, становится очевидно, если из-за чего-либо мы перестаём совершать то благое, что делали, к примеру, если нас не отблагодарят или ответят злом на наше добро. Всевышний Аллах иногда испытывает нас. Настоящий мусульманин при любых обстоятельствах не теряет лицо, ведь легко быть хорошим и добрым, когда нет проблем, когда тебя любят и понимают. Гораздо сложнее сказать себе: «Я все равно буду поступать так, как любит Аллах, ведь я знаю, что Он видит и слышит меня, что бы я ни делал». И если есть такая искренность, то не имеет значения, что говорят люди, мы продолжаем совершать благое ради Аллаха и нам не нужно никакого признания от других. Если есть, то это хорошо. Если нет, то всё в порядке, так как мы уверены, что Всевышний доволен нами.

Доверие. Другая черта, присущая рабам Аллаха. Мы должны испытывать абсолютное доверие к нашему Господу, во всем уповая на Него. Мы должны искренне верить в то, что всё, что даёт нам Всевышний, является самым лучшим для нас. И, если Всевышний не отвечает на какую- то нашу мольбу, это также является лучшим для нас. Был один праведный человек, который в своих мольбах никогда не просил что- то конкретное, он совершал молитву так: «О Аллах, я не знаю, что для меня лучше, уповаю на тебя, одари меня в обоих мирах по Своей милости».  Саид Афанди (да будет свята его душа) в своей книге «Побуждение внять призыву Корана» говорит, что мы должны в своём уповании на Всевышнего быть подобно младенцу, кормящемуся молоком из груди своей матери. Точно так же, как ребёнок не знает другого источника пропитания, так и мы должны понимать, что всё исходит от Аллаха, а потому самым лучшим для нас является полное упование, вверить себя и свои дела нашему Господу.

Так что, мои дорогие братья и сёстры, давайте стремиться быть истинными рабами Всевышнего Аллаха, и мы никогда не пожалеем об этом, потому что наш любимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пребывающий в Исламе не знает несчастья». Дай Аллах всем нам истинного понимания религии, милости и бараката!

Заказать MP3 диск с проповедями «Уроки Ислама» с доставкой на дом