Трудный подросток: миф или реальность?

Трудный подросток, переходный возраст, проблема отцов и детей и тому подобное. В последнее время эти словосочетания встречаются всё чаще и чаще. Однако вместе с тем можно нередко услышать и другие возгласы, такие как: «Что ещё за переходный возраст, мы сами были подростками и ничего подобного с нами не происходило», «придумали ещё проблему: трудный подросток, слишком уж много им внимания, строгости не хватает» и другие из этого же стиля. Интересно задаться вопросом: какие же из этих высказываний отражают суть ситуации и имеют право на истину? Ответ будет таким: правы и те, кто утверждает, что проблема есть, как правы и те, кто заявляет о её надуманности. Как такое может быть? Ответ прост. Не все подростки равнозначны в своём проявлении, одни отличаются от других. Рассмотрим подробнее.

Начнём с того, что проблема переходного возраста и в самом деле существует, и она достаточно актуальна. Многие родители чуть ли не с ума сходят из-за того, что не могут найти общий язык со своими детьми, жалуются на то, что их сын или дочь вдруг стали неуправляемыми. У детей появляются собственные секреты, они занимают оборону при попытке воздействовать на них. Нередки случаи ухода из дому, кражи денег, лжи и открытого противостояния. Вообще, следует особо отметить тот факт, что проблеме подросткового возраста посвящена львиная доля всех научных работ и исследований в рамках возрастной психологии. Ни один возраст так не описан, как подростковый. Конечно, следует сразу же определить, что это значит, подростковый возраст, когда он начинается и когда завершается. Если постараться объединить все существующие периодизации, принятые в психологии, то мы получим следующую картину: начинается подростковый возраст с 11-12-ти лет и продолжается до 15- 16-ти. Конечно, могут существовать индивидуальные различия: кто-то раньше взрослеет, кто-то позже, но в среднем – картина похожая.

Что же особенного в этом возрасте, что вдруг происходит с детьми такого, что они начинают вести себя как откровенные бунтари, превращаются из покладистых детей в комок агрессии и противоборства?  Ведь очевидно, что для такого явления должна существовать причина, и причина есть, вернее, не одна причина, а комплекс причин.

Самая главная причина, которой подчиняются все остальные, кроется в самом подростке, в особенностях развития его психики. Дело в том, что у подростка появляется ранее не свойственное ему чувство взрослости. Именно это чувство и заставляет его совершать многие отрицательные поступки и занимать по отношению к родителям оборонительную позицию. Дело в том, что за двенадцать лет родители привыкают относиться к своему ребёнку как к маленькому и несмышлённому. Однако ситуация меняется, подросток начинает чувствовать себя взрослым, со всеми вытекающими последствиями, такими, как притязания на определённые права и освобождение от обязанностей. Естественно, родитель не готов к такого рода изменениям и продолжает относиться к своему ребёнку по-прежнему. Вот и возникает нечто вроде «революционной ситуации» когда «верхи не могут править по-старому, а низы не хотят жить по-старому». Естественно, требование родителей начинает восприниматься подростками как подавление их личности, нежелание родителей считаться с их мнением, тогда как родители всё это видят несколько иначе, а именно как то, что дети пытаются вырваться из-под контроля. Очевидно, что в этой борьбе не может быть победителя, проиграют все: и родители, и дети. Родители рискуют тем, что утратят авторитет для своих детей или, наоборот, полностью сломят их волю, что впоследствии приведёт к тому, что их дети вырастут неуверенными в себе людьми. Дети же вдобавок к этому рискуют оставить себя без ценного совета взрослого, который по определению обладает большим опытом и знаниями. В такой ситуации возникает другая, не менее опасная реальность, а именно то, что подросток будет искать информацию у тех, кто, по его мнению, хорошо его понимает. Очень часто такими людьми выступают другие подростки с такими же проблемами. Таким образом, формируются подростковые группы где понятие «Я» заменяется понятием «Мы». Именно в среде ровесников, в кругу единомышленников и начинает происходить усвоение сложных жизненных уроков. Естественно, знания, полученные в таких группах, не могут претендовать на истинность и глубину. Нередко такие группы попадают под внимание более старших лиц с криминальной направленностью, который стремится завоевать положение лидера в группе и использовать несмышлёных подростков в своих корыстных целях.

Исходя из всего этого, мы можем сделать очень важный практический вывод, который помог бы нам в решении проблемных ситуаций. Прежде всего, это – изменение в характере общения с подростком. Как только начнём относиться к нему как к взрослому, будем совместно обсуждать некие волнующие вопросы, мы сразу же завоюем его расположение и внимание. Крайне важно не смеяться над тем, что кажется подростку важным. Достаточно вспомнить самих себя в этом возрасте, и всё сразу же станет ясно.

А вообще, практика не раз доказывала то, что любую проблему легче предотвратить, чем потом пытаться её решить. Возникает вопрос, как это осуществить, что именно надо делать и чего делать нельзя ни в коем случае.

Ответ нам помогут найти те родители, которые утверждают, что проблема трудного возраста не больше, чем миф, что нет такого явления и всё это надуманно. Почему эти люди так думают? Да потому, что они с этим не сталкивались на практике, ничего подобного не замечали. На самом же деле, эти люди просто, сами того не подозревая, в своём воспитании детей реализовали психологически обоснованные принципы.

Дело в том, что давно замечено, что такое явление, как кризис подросткового возраста, практически несвойственен детям из сёл с традиционным укладом. Именно в сёлах, где с самого раннего детства у ребёнка есть целый круг обязанностей, где он наравне со взрослыми участвует в делах семьи, помогает в уходе за хозяйством, помогает работать в огороде или в поле, формируется правильное мировоззрение, а именно то, что он чувствует себя взрослым и видит, что другие так же к нему относятся.

Подобный феномен был описан в специальной психологической литературе ещё в 70-е годы, и он не утратил своей актуальности. Именно этот опыт воспитания помогает нам найти оптимальные способы воспитания, такие, которые помогут обойти острые углы. Универсальную рекомендацию даёт нам и наша религия Ислам. Ведь известно, что с определённого возраста на мальчиков  и девочек возлагаются определённые обязанности, присущие взрослому. Уже это даёт ему почувствовать себя взрослым. Кроме того, нужно с самого раннего детства приобщать ребёнка к участию в делах семьи. Если что-то, к примеру, решили изменить в доме, то очень хорошо бы об этом посоветоваться с ребёнком или хотя бы спросить его мнение. Это непременно даст ему почувствовать собственную ответственность за происходящее, даст ощущение того, что его видят и слышат. Начните признавать в ребёнке его право быть значимым и тогда в  ответ он признает это право и за вами.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки