И вновь о воспитании детей

Каждый родитель желает воспитать своего ребёнка достойным и добропорядочным человеком, которого будут уважать и ценить окружающие.

Годы жизни проходят в ожиданиях и мечтах об этом. Но желания и действия не всегда находят точки соприкосновения в воспитательном процессе, который все эти годы должен сопровождать семью. И спустя много лет, вместо того чтобы гордиться своим замечательным отпрыском, родители вынуждены оплакивать несбывшиеся мечты, поскольку он превратился во взрослого и, увы, не совсем хорошего человека.

Сидя у «разбитого корыта», родители начинают задаваться вопросами, что они сделали не так, что послужило причиной такого итога, в какой момент они потеряли контроль над ситуацией.

Ответы следует искать в указанном ранее противоречии, проявляющемся в расхождении желаний родителей и их действий в процессе воспитания ребёнка.

Самым серьёзным аспектом этого противоречия, пожалуй, является тот момент, когда воспитательный процесс получил своё начало. Если, конечно, он имел место (прошу прощения за иронию, но в нашей жизни случается и такое, что родители не находят времени или желания, а может, и того и другого, чтобы воспитывать своих детей).

Ошибкой большой части родительского контингента является восприятие своих новорождённых детей, а потом уже и младенцев, как «живых существ», способных лишь употреблять пищу, справлять естественную нужду и плакать, когда возникает необходимость в первом или втором.

К сожалению, родители ошибочно полагают, что в этом возрасте ребёнок не способен чувствовать (речь идёт не о тактильных ощущениях, а о восприятии чувств и эмоций); не способен понимать окружающий его мир и не способен что-либо запоминать, в связи с чем начало воспитания откладывается на более поздний срок. Так сказать, пока ребёнок не начнёт понимать.

Подобное убеждение в большей степени обусловливается отсутствием или недостатком знаний в вопросе формирования и развития детского сознания. И этот пробел необходимо заполнять чтением достоверной и грамотной литературы, консультированием со специалистами, поскольку такой важный аспект, как воспитание детей, требует от родителей постоянного повышения своей «родительской компетентности». Ведь, как говорится, «не стыдно не знать, стыдно не спросить».

Учёными уже давно доказан тот факт, что воспитание, научение ребёнка тому, что он ещё не умеет, необходимо начинать с самого первого дня его жизни на этой земле, если не сказать больше: ещё в период внутриутробного развития. Потому как уже в это время плод активно воспринимает и перерабатывает поступающую извне информацию.

Об этом свидетельствует одна маленькая, но широко известная притча. На вопрос родителей новорождённого, которому исполнилось всего пять дней отроду: «Когда нам начинать воспитывать своего ребёнка?» – мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней».

Ребёнок, только что появившийся на свет, является чистым, как белый лист, и впитывающим всё, как губка. Ячейки его головного мозга свободны и «жаждут» заполнения всем необходимым. И, несмотря на свой ещё совсем маленький возраст, малыш прилагает все возможные усилия для того, чтобы заполнить эти ячейки нужной информацией, и задача родителей – помочь ему в этом нелёгком деле.

Естественно, информация должна поступать в разумных пределах и согласно возрастному периоду ребёнка.

Даже если в данный момент времени не удаётся отследить результаты своих трудов, не следует полагать, что они были напрасны. То, что родитель хотел донести, обязательно отложится в хранилище долговременной памяти и при необходимости будет оттуда извлечено.

Если же придерживаться мнения о том, что в определённый возрастной период ребёнок не способен воспринимать что-либо, и откладывать воспитание и научение на более поздний срок, можно многое упустить.

В результате этого упущения чадо может столкнуться в своей жизни с ситуациями, в которых ему нечего будет извлекать из запасников памяти, что означает отсутствие возможности определения того, как правильно ему следует в таких ситуациях поступать.

В подобные моменты беспомощности довольно часто находятся «доброжелательные» люди, с готовностью заполняющие пробелы в знаниях информацией и опытом, имеющимися у них.

К сожалению, эти опыт и информация не всегда бывают полезными. А в силу того, что ребёнок не имеет возможности отличить плохое от хорошего, предоставленная информация воспринимается им как руководство к действию. И под воздействием этой информации порой совершаются поступки, лишающие ребёнка возможности нормального человеческого существования.

В случае попадания сына или дочери в такое положение родители подключают все свои возможности, выбиваются из сил, дабы разрешить проблему и вернуть чадо в нормальное русло.

Но, если бы они немного потрудились в том далёком детстве, вкладывая в сознание ребёнка с самого первого дня его жизни понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо, этих ненужных проблем и тяжёлых трудов вполне можно было избежать.

Ведь гораздо легче подталкивать в нужном направлении, нежели тянуть из ямы, в которую ребёнок уже успел угодить.

Эта направленческая функция является одной из важнейших функций, которую выполняют родители. А фактором, обусловливающим её особую важность, является то, что именно на родителях лежит доля ответственности за то, в какую из дверей Вечности по итогам жизни войдёт их ребёнок. В связи с этим каждый из них должен стремиться стать для своего чада «компасом», указывающим путь к той двери, за которой скрывается вечное Счастье!

Я желаю каждому родителю мудрости и сил в воспитании своих детей достойными довольства Всевышнего и Его Рая!

Счастья вам в обоих мирах, дорогие братья и сёстры!