Несправедливость в полигамии

В обществе сформировалось такое мнение, что полигамия – сплошное удовольствие для сильного пола и сплошное издевательство его представителей над полом слабым. Многожёнцу все тайно или явно завидуют, его жён отчаянно жалеют. Между тем мужчины, которым посчастливилось стать мужем более чем одной жены, знают, что для них это является испытанием чуть ли не большим, чем для их неединственных «половин». Собственно говоря, на третью и четвёртую жену значительно проще решиться в мечтах, чем на практике, особенно после того, как, взяв вторую, испытаешь на себе все трудности, которые идут в комплекте со всеми вытекающими из полигамии приятностями. Многожёнцы, с которыми мне довелось беседовать за десятилетие в Исламе, утверждают, что самым сложным в положении мужа не одной женщины является соблюдение справедливости по отношению к ним.

Единственное, что строго оговорено как требование к мужчине, решившему стать многожёнцем, – это справедливость. Именно за её соблюдение ему предстоит отвечать в Судный день. Не имеющему опыта полигамных отношений молодому человеку может показаться, что это не так уж и сложно. Так же, возможно, кажется и общественности, которая уверена, что многожёнцу легко живётся. Однако на практике удовлетворить жажду равенства женщин во всём по отношению к двум и более жёнам оказывается чуть ли не несбыточным идеалом.

Далеко не у всех это получится, в том числе, возможно, и потому, что жёны не готовы прощать нарушение справедливости даже в мелочах. Они способны видеть нарушение своих законных прав, даже когда муж дарит одной количество взглядов большее, чем другой. Контролировать и считать взгляды – чрезвычайно сложная задача. Между тем передано, что муж, который не был справедлив к своим жёнам, в Судный день будет выглядеть весьма прискорбным образом.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предупреждал: «У кого будут две жены, и он не будет явно одинаково относиться к ним, то в Судный день он предстанет с волочащейся за ним половиной (тела)» (хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) в сводах хадисов имама Ахмада и ибн Маджа).

Поэтому лучше вступать на тернистый путь многожёнства, хорошенько просчитав возможные потери, которые предстоит пережить вашей копилке добрых дел, пока вы будете учиться уравновешивать свои отношения со всеми жёнами. И, конечно, стоит выбирать для коллективной дороги в рай женщин с наилучшим нравом, которые будут в состоянии проявить к вам лояльность и будут желать вам рая достаточно сильно для того, чтобы одаривать вас своим прощением в те моменты, когда вы будете к ним несправедливы.

Несправедливость – это больно

Пристрастно относясь к представительницам одного со мной пола, всё-таки хочу встать на нашу защиту в теме несправедливости. Потому что несправедливость – это очень больно. Если полигамному мужу сложнее всего соблюсти справедливость, то неединственной жене сложнее всего её пережить. Всевышний Аллах в Своей абсолютной мудрости оговорил справедливость как условие многожёнства, а значит, она действительно крайне необходима как элемент подобного брака. Мужчины зачастую относятся к требованию жён о соблюдении справедливости как к женским неправомерным и несерьёзным капризам, даже тогда, когда речь идёт об обязательном равенстве в делении ночей или равном материальном обеспечении. Такой подход обижает женщин, потому что большинство мужчин, становясь многожёнцами, заявляют о своей способности ими быть, соблюдая обязательное во всех аспектах. Справляются с этой задачей хотя бы удовлетворительно не все и не сразу, потому что быть многожёнцем надо учиться и, к сожалению, учиться на практике. Невозможно изучить полигамию по примерам друзей, хотя как-то подготовиться, конечно же, можно. Если вы обещали справедливость – ваши жёны ждут её особенно ревностно. Но даже если не обещали, увы, бывают женщины, которые вроде бы соглашаются на заведомо неравные условия, однако это не значит, что вам не придётся начать соблюдать справедливость рано или поздно. Или разрушить брак. Потому что терпеть неравенство, на которое пусть даже и согласилась, женщине очень и очень трудно. У неё и так много проблем с ревностью (знали бы вы, как это сложно!), а тут ещё и поводы дополнительные ввиду неодинакового отношения, неравного положения, не одинаково частых посещений и пр. Это слишком большая нагрузка, и наивно полагать, что ваши избранницы справятся с ней хотя бы на «троечку».

Очень многие из известных мне женщин воюют на поле отстаивания справедливости и страдают, израненные её отсутствием. Вы же не хотите мучить любимую женщину? Да и не очень любимую тоже, наверное, не хотите? Тогда настройтесь сразу, что даже если она и согласна на то, что вы не сможете выполнить что-то из того, что обязаны, то делает она это из-за огромного желания выйти замуж именно за вас. И её решение не твёрдое и взвешенное, а эмоциональное и продиктованное чувствами. Соединившись же с вами брачным союзом, она поймёт, что это не предел мечтаний и что, оказывается, недостаточно видеть вас «хотя бы раз в неделю». Ей будет уже жизненно необходимо для счастья быть представленной вашим родственникам, проводящей с вами причитающееся ей по Исламу время, опекаемой вами и окружённой вашей заботой так же, как и ваша другая семья (семьи). Первая жена, разумеется, в ещё большей степени будет настаивать на том, чтобы ей осталось никак не меньше половины вашего времени, дохода, внимания и заботы, ей трудно и к этому привыкнуть, ведь совсем недавно у неё было 100 %. Нужно это понимать и трезво смотреть на вещи, принимая решение стать многожёнцем.

Те мужчины, которые обещают, что некоторая несправедливость будет проявлена только в первое время, а потом делают постоянным начальное положение вещей или даже усугубляют его, знайте, что это жестоко по отношению к женщине, которая доверилась вам. К сестре-мусульманке, которая поверила вам, положившись на вашу богобоязненность. Очень больно слышать, как наивностью прекраснейших и неопытных девушек в хиджабе пользуются, а потом они находятся в зависимом положении от мужа, который не соблюдает то, что гарантировал. Ведь она не может просто взять и уйти, она вынуждена терпеть то, на что даже не соглашалась. Она верила, что временно – это на некий небольшой срок. «Зря, конечно, верила», – можно ворчать на неё с высоты своего возраста и как будто мудрости, «не надо было доверять»… можно, поджимая губы, осуждать… можно ли? Брак вообще невозможен был бы, если бы вступающие в него люди не верили в обещания друг друга. Ведь каждый, кто сватается к девушке, говорит, что сделает её счастливой. Несправедливость – это несчастье женщин и… головная боль мужчин.

Женщины, облегчайте

Женщинам тоже хотелось бы сказать: дорогие, облегчайте, как сможете, а не затрудняйте. Ведь этот мужчина и ваш аманат тоже, так же как и вы его. Если вы не будете прощать там, где можете, он же может и в аду оказаться. Ваш любимый человек – в аду из-за того, что вы сделали его жизнь невыносимой своей пунктуальностью в высчитывании того, на что имеете право. И он не сможет быть счастливым, если вы постоянно будете давить на него, требуя больше, чем он может. Может, лучше проявить чуть больше лояльности, чуть больше терпения, чуть больше… любви? И вон там, завтра, за поворотом всё изменится. И будет так обидно, если вы перестали терпеть сегодня.