Разведённая и беззащитная?

На самом деле то, о чём я сейчас напишу, вполне массовое явление. Разводы, к сожалению, происходят не только в мире неверующих людей. Прискорбным фактом является стремительный рост разводов в среде мусульман. В странах Востока приживается спокойное отношение к такому финалу семейной жизни, привнесенное с запада, где развод давно уже скорее норма, чем исключение. Восточные женщины, стремительно ввязываясь в увлекательную борьбу за равноправие и побеждая в ней, остаются один на один с этим миром, хотя создана женщина нуждающейся в мужчине, который защищал бы её, принимал за неё решения, позволял быть зависимой, ранимой и особенной.

Череда разводов порождает неполные семьи, в которых вырастают женоподобные мужчины и мужественные женщины. Таким образом запускается и поддерживается в обществе неправильная модель, состоящая из сильных женщин и… не способных и не желающих выполнять возложенную них Творцом функцию мужчин. Все это неестественно и приводит к трагическим последствиям. Но это всё-таки самостоятельный выбор общества, женщин и мужчин. И хотя меня очень расстраивают подобные тенденции, в этой статье хотелось бы рассмотреть одно явление, которое печалит сильнее прочих.

Разводы среди новообращенных мусульман

Это… такие сказки, которые могли бы быть прекрасными, но, заражаясь уродством окружающего мира, становятся страшными. Нашла русская девушка путь Света, встретила на нём принца, вышла за него замуж – и сказке счастливый конец, да не тут-то было. Примерно так начинались истории семейной жизни большинства (увы, именно большинства) моих знакомых неофиток. Начало пути в Исламе – это время безнадёжно розовых очков. Время, когда все, кто говорят: «Ассаламу алейкум!» – воспринимаются как, безусловно, лучшие люди на свете. Тогда ещё невдомёк, что мусульмане бывают разные. Получая свою порцию дауата (проповеди), девушка узнала, что мусульмане – это самые лучшие мужья. Ей поведали, как Ислам защищает права женщины. Пообещали, что как мусульманка она приобретает мощную поддержку уммы, которая будет о ней заботиться и пр. И вот она, новообращённая, с прощёными грехами, чистая и светлая, встречает его… мусульманина, который хочет на ней жениться. Она ещё не знает, что нет такого сертификата качества – «мусульманин», есть только сертификат «халяль». И желающий тебе мира (салам) этим обозначает только то, что ты имеешь право выйти за него замуж. Он не запретен для тебя. Но это вовсе не означает, что нужно делать это.… Потому что не всё то золото, что блестит. К сожалению, огромное количество принявших Ислам попадают в жёны к не соблюдающим религию мусульманам. Как-то не приходит в голову девушкам спрашивать мусульманина, читает ли он намаз каждый день. А если и приходит, то в ответ… ну никак не могут они, наивные, догадаться, что в ответ им может мусульманин соврать. Скажу сейчас удивительную вещь… Для меня и сейчас эта мысль удивительна, а когда-то, как и другим новообращённым, даже не приходила в голову. Многие девушки, которые принимают Ислам, к тому моменту уже имеют сексуальные отношения с мусульманином, за которого потом и выходят замуж. И постепенно они понимают, что тот, кто делал такой грех, как зина, просто никак не может быть религиозным человеком, как бы красиво он ни говорил об Исламе. Неофиты обычно очень искренно и глубоко погружаются в религию. Получая прощение грехов с принятием Ислама, получая на руки ЧИСТУЮ книгу жизни, они, в большинстве случаев, ревностно оберегают сияющий свет свой веры. Это общеизвестный факт. А их этнические мужья чаще всего так и продолжают рассуждать об Исламе за кружкой пива. У таких семей, к сожалению, нет будущего в большинстве случаев. Растить верующих и нравственных детей с таким человеком – практически непосильная задача. И даже если оба супруга хотят сохранить свой брак… Увы. Наблюдая такие истории на протяжении десяти лет, я убедилась, что развод тут скорее правило, чем исключение. Растут дети, и верующей женщине-мусульманке становится понятно, что им нужен другой пример мужчины в семье. Хотя зачастую такие семьи распадаются еще раньше…

Конечно, здесь нельзя говорить однозначно, в России есть очень много примеров, когда русские-мусульманки живут счастливо в браке с кавказцами, арабами и т.д.

К сожалению, есть и примеры, когда новообращённых мусульманок используют как временную бесплатную жену, а по-настоящему и навсегда женятся на девушках своей национальности. Бесплатное мало ценится, а русские мусульманки опять-таки… очень верующие и замуж идут не за махр, а за человека, как подарок принимая возможность иметь мужа-мусульманина. Колечко в качестве махра – это уже много! Свадеб тоже русские мусульманки чаще всего не требуют, потому что с родителями и так отношения напряженные, а свадьбу с невестой в хиджабе, без «горько» и водочки редко какую родню заставишь посетить. Поэтому опять же очень экономно и удобно. Неофитка беззащитна, потому что нет за ней тухума и даже свои родственники – это оппозиция, а не подмога. Никто не отдавал вам ее замуж, никто не спросит, как вы с ней… Кроме Аллаха. Но это страшит только богобоязненных. И вот, к сожалению, на данный момент ситуация такова, что очень много принявших Ислам женщин, разведённых, да еще и с детьми, ищут себе нового принца, пусть и нищего, но хотя бы верующего и поклоняющегося. Думаю, не нужно объяснять, что достигнуть хорошего результата с такими «исходными данными» очень сложно. Я уже писала на эту тему другую статью. Сейчас о социальной защищённости.

У меня есть такое ощущение, что в самой справедливой религии, в религии Аллаха, не должно быть таких вот сестёр-мусульманок… не нужных никому, оставленных один на один решать свои проблемы, в том числе и материальные. Не должно быть. Но они есть. Я не за разводы, я категорически против них. Я до последнего уговариваю всех вокруг себя стараться обойтись без такого выхода из положения. Искать другой путь. Смирять свое эго и характер. Но есть ситуации, в которых, решаясь на развод, женщина делает то, что нужно, может, даже необходимо, по крайней мере точно разрешено, т. к. есть все поводы для развода. И вот она остаётся с детьми одна. Родители-немусульмане если и помогают, то активно сопротивляются Исламу в своём роду (пытаясь, к примеру, вашего сына Мухаммада переименовать в Михаила и тайком крестить). А в худших случаях запрещают проживающей у них дома дочери читать намаз, носить платок и есть халяль. Аргумент прост: «Ты висишь на нашей шее и живёшь на нашей территории». В общем, по большому счету одна она, разведённая русская мусульманка. И я не видела в Москве, например, вы уж простите, чтобы умма брала на себя заботу о такой вот разведёнке-неофитке. В лучшем случае бывают какие-то крайне нерегулярные саадака (милостыня). А вот так чтобы взять и заботиться – нет. А устроиться на работу женщине с детьми и так сложно, а уж в хиджабе сложно вдвойне. Мужья же или совсем отбирают детей у таких своих бывших жен, или наоборот – полностью бросают их без помощи. Хотелось бы получить ответ: каковы статус и права разведённой женщины? Я была бы очень рада, если кто-то обладающий знаниями расскажет: как быть такой женщине, кто должен о ней заботиться, есть ли у уммы какие-то обязательства перед Аллахом относительно нее и какие именно.

Мухаммад Мухамадов (Muhammad Muhammadov)Комментирует Мухаммад Мухаммадов,
сотрудник канонического отдела ДУМД, имам джума-мечети им. имама Шамиля г. Махачкалы

Каждая женщина независимо от того, какой у неё социальный статус, есть ли родственники за спиной или она новообращённая, имеет свои права в Исламе, которые необходимо соблюдать по отношению к ней. Конечно, не могу спорить с тем фактом, что девушкам, за которыми не стоят родственники, которые могли бы спросить за неё, нелегко сегодня быть уверенной в соблюдении прав и обязательств по отношению к ней. Да, ей трудно, особенно в наше время, когда некоторые мусульмане ограничиваются всего лишь этим названием, не имея соответствующей внутренней сути. Такой не хочет и не собирается, когда женится, соблюдать какие-либо обязанности, возложенные на него Шариатом. Ему проще сказать: не нравится – можешь уйти, я большего дать тебе не могу, меняться не буду и т. д.

Что касается женщины, которая разведена и некому о ней заботиться, то после одного или двух разводов с мужем, пока не истечёт время идды, она имеет право на содержание с его стороны и обеспечение жильем. Если же развод был троекратным, то муж обязан на время идды обеспечить жену только жильем. После того, как пройдёт срок идды, с него снимаются все обязательства по отношению к ней. После чего обязанности содержать женщину переходят на её опекуна. Если нет таковых или есть, но они не выполняют эти функции, то она имеет право на регулярные выплаты из средств заката, пока является нуждающейся. При этом ей нужно стремиться улучшить свою материальную ситуацию, подыскивая подходящую работу.

Женщине-неофитке надо обратиться в мусульманскую организацию или в мечеть, объяснить своё положение, если потребуется – предоставить доказательства. Если и такой возможности нет, то сегодня её ситуация может разрешиться только благодаря щедрости людей, которым Аллах дал достаток в жизни. В шариатском государстве её обеспечением полностью занялись бы государственные исламские органы, но т. к. такого государства сейчас нет – ей остается только надеяться на то, что есть богобоязненные люди, стремящиеся к довольству Аллаха.

Так же и в ситуации с её детьми. Их обеспечение полностью возлагается на отца или его близких родственников из числа мужчин, с кем бы они ни жили они после развода. Право воспитывать ребёнка до семилетнего возраста имеет мама при условии, что она не вышла замуж, не поменяла веру, не потеряла разум и не живёт в другом городе, куда отцу детей трудно приехать (если на это нет его согласия). После семилетнего возраста ребёнку предоставляется выбор, с кем он хочет жить. Если никто из мужчин по линии отца и он сам не выполняют свои обязательства, всё точно так же, как сказано выше.