Развод. Кто виноват?

По воле Творца создание семьи для нас является счастьем, приносит умиротворение и успокоение. Только создав семью, свой уютный домашний очаг, человек приобретает ощущение полноты жизни, гармонии и внутреннего равновесия. В Коране об этом сказано так (смысл): «Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жён, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине. В этом — знамение для людей, которые размышляют!» («Румы», аят 21).

Но, к великому сожалению, огромное количество таких прекрасных «ячеек общества» под названием «семья» разрушается. Статистика поражает своими цифрами о разводах за последнее время. Несмотря на то, что некоторые социологи констатируют улучшение ситуации и уменьшение количества разводов, ситуация остается плачевной.

Развод – это ведь не только процесс расхождения путей двух людей (мужчины и женщины), – это сломанные жизни, разбитые сердца, переживания и боль, слёзы детей, потерявших возможность иметь полноценную семью. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) так говорит об этом негативном явлении: «Из всего разрешенного в Исламе самым ненавистным для Аллаха является развод» (Абу Дауд).

Сразу же после развода у всех, кто так или иначе имеет отношение к этому процессу, начинают возникать вопросы: «Кто виноват?», «Почему это случилось?» И неудивительно, что каждая из сторон считает виноватой в этой беде сторону противоположную. Бывший супруг, который, быть может, еще месяц назад говорил своей законной супруге о самых высоких чувствах, которые он испытывает, теперь уже винит её во всех бедах и в самом факте развода: «Всё для неё делал, а она вот такая-сякая! Виновата только она. А я всего лишь жертва обстоятельств». Бывшая супруга, еще недавно души не чаявшая в своём супруге и считавшая его «самым лучшим из мужчин на свете», теперь уже соревнуется со своими близкими и подругами в охаивании «бывшего», плачет, сетуя: «Какой же он негодяй! Как я его всё это время терпела, не понимаю! Отдавала всю себя без остатка, а он….. Неблагодарный!» А после, через год-два, эмоции поулягутся, обиды сотрутся временем и люди, бывшие некогда супругами, уже задают себе один и тот же вопрос, как правило, с сожалением: «А что было бы, если бы я проявил/проявила терпение в тот тяжёлый для нас период? Если бы надо мной взяли верх не эгоизм и глупые, разрушающие эмоции?» Но, что было бы, они уже не узнают, увы.

Причин, по которым разводы стали настолько частым явлением, множество. Ситуации бывают разные, и подводить все случаи под какой-то общий знаменатель было бы неправильно. Ведь иногда даже в идеальной, казалось бы, семье причиной развода может стать просто какой-то незначительный конфликт. Но если не останавливаться на частных случаях, а постараться привести наиболее частые причины разводов, то перед нами возникает следующая картина.

Вина мужчин

В народе бытует поговорка: «В каждой ошибке женщины виноват мужчина», и это на самом деле так. Попробуем указать некоторые ошибки мужчин, являющиеся причиной разводов:

1. Первой и самой основной причиной разводов в большинстве случаев является отсутствие у мужчин элементарной ответственности. Отсюда и соответствующие проблемы. Европеизированные взгляды на жизнь, при которых нормой жизни становится «уравниловка» ответственности за семью между мужем и женой, когда муж не чувствует себя обязанным водрузить на свои плечи жену и детей и быть готовым, по воле Аллаха, беречь их от бед, невзгод, лишений и ошибок; когда он перестаёт осознавать, что за каждый поступок своих домочадцев отвечать перед Всевышним придётся и ему тоже.

Естественно, в дальнейшем, рано или поздно, к таким молодым людям приходит понимание того, что на них лежит груз ответственности за семью, а пока этого не произошло, они пытаются жить, что называется, «как вольные птицы». Пророк (мир ему и благословение) предупреждает нас всех о том, что Всевышний назначил нам роль пастухов, и спрашивать за состояние паствы будет, естественно, с пастуха: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» (аль-Бухари и Муслим).

2. Семейную жизнь многие молодые люди воспринимают как некую сказку, в которой ничего не надо делать, а счастье возникает само по себе. Это, увы, далеко не так. Семейная жизнь, в первую очередь,– это кропотливый труд по построению семейного счастья. А основным элементом в этом строительстве является привитие жене традиций истинного Ислама. Этот процесс должен проводиться с огромным терпением и пониманием. И ни в коем случае нельзя требовать от жёны моментального подчинения и понимания во всём. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «И убеждайте ваших жён хорошим; поистине, они вышли за вас замуж: вы не имеете власти над ними совсем, кроме как если они делают очевидные мерзости, но если они воззвали к вам, то не ищите пути против них. И, поистине, вы имеете права над вашими жёнами, и ваши жёны имеют права над вами» (Ат-Тирмизи).

3. Следующая причина разводов – это вина отцов, которые растят дочерей, не утруждая себя воспитанием их в духе Ислама, потакая их капризам и позволяя наслаждаться жизнью и пользоваться вседозволенностью. Это происходит как от лени отцов («Ленюсь я детей воспитывать»), так и от непонимания, что значит «любовь к детям». Если бы отец осознавал, что, балуя дочь, он даёт ей радостную жизнь лишь на какие-то 18–25 лет, что он растит девушку, не приспособленную к семейной жизни и не желающую быть женой (как правило, такие хотят взять на себя роль мужа), что в итоге приводит к разводу, апосле, в некоторых случаях, к разрушению всей её жизни! Не воспитывая маленькую дочь в лоне Ислама, родители не понимают, что уже участвуют в разрушении её будущей семьи. «У кого есть две сестры или две дочери, и он даст им широкое образование и будет с ними хорошо обходиться и выдаст замуж, тому – Рай» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

4. Еще одной причиной разводов является то, что сильный пол воспринимает свое физическое превосходство над женщиной как повод для того, чтобы это преимущество реализовать в деле, причиняя жене телесные повреждения различной степени тяжести (в зависимости от того, насколько он сильнее неё). Увещевания жены о той или иной проблеме в таких семьях пресекаются методом, который называется «кулаком по столу», а точнее – «распускать руки». В итоге, не выдержав побоев, жена решает уйти от такого «сильного» мужчины, а тот в свою очередь, оправдывая своё амплуа «рубахи-парня», отпускает её на все четыре стороны, предварительно сказав слова развода, – для убедительности. Удивительно, что многие из таких представителей сильного пола вне дома, в обществе друзей и знакомых, часто бывают приветливыми и отзывчивыми. У окружающих мнение об этих людях положительное. Но в стенах дома, по отношению к своим домочадцам, они ведут себя совершенно иначе, быть может, потому, что они считают, что дома уже нет необходимости формировать положительный образ. Посмотрим, каково же в Исламе положение относительно этого явления.

В одном из хадисов Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит нам о том, кто же на самом деле является наилучшим из мусульман: «Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим жёнам. А я являюсь самым лучшим для своих жён» (ат-Тирмизи).

Даже в последней проповеди Пророк (мир ему и благословение) повелевает нам: «Относитесь к жёнам хорошо и будьте добры с ними, ибо, поистине, они ваши спутники и преданные помощники».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит нам: «Более совершенная вера у тех верующих, которые имеют более добрый нрав и более добры к своим семьям» (Аль-Бухари и Муслим).

5. Очень весомая и часто встречающаяся причина развода – это необеспечение мужем своей семьи материальными благами. Некоторые мужья, несмотря на то, что обладают отменным здоровьем и достаточными возможностями, до такой степени теряют совесть, что готовы день-деньской просиживать перед телевизором, в то время как жена трудится, чтобы хоть как-то прокормить семью. И тогда, как следствие, жена начинает либо задумываться: «А зачем мне вообще такой тунеядец-муж?», либо, почувствовав себя главой семьи, т.к. она взяла часть его функций на себя, начинает «брать шефство» над мужем. Тому этот процесс, естественно, не нравится, и возникают конфликты, вследствие чего семья разваливается. Всевышний в Коране нам говорит (смысл): «Мужья стоят над жёнами потому, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и потому, что они расходуют из своего имущества...» («Женщины», аят 34).

6. Выбор жены – это очень важная составляющая семейного счастья, которая влияет на то, будет ли семья крепкой или развалится, как карточный домик при первом же дуновении легкого ветерка. Кто-то женится сугубо по материальному расчету, но в итоге, на своем горьком жизненном опыте убеждается, что счастье, оказывается, не в деньгах. Кто-то женится ради того, чтобы получить доступ к связям отца избранницы. Кто-то женится из-за красоты. У кого-то выбор продиктован инстинктами или же другими низменными чувствами, как, например, это делается в обществах, далеких от понятий высокой морали. Роковую ошибку допускает человек, когда его выбор жены аргументирован так: «Я женился на ней, потому что у неё сногсшибательная фигура» или подобно этому. Пророк (мир ему и благословение) объяснил нам, какую жену необходимо выбирать мусульманину для обретения семейного счастья: «Можно искать женщину по её богатству, её роду (знатности), красоте или её религиозности. Но вы ищите религиозную женщину. Если же вы делаете это, учитывая другие соображения, ваши руки в нечистотах» (Хадисы приведены в сборниках Аль-Бухари и Муслима).

Вина женщин

Сказать, что женщины совсем уж ни в чём не виноваты, сложно. Потому что бывают ситуации, когда вина за развод лежит и на женщине:

1. Имансипэ. В последнее время в головах у многих женщин поселилось заблуждение, навязанное им западной культурой через различные телесериалы и фильмы. «Мужчина и женщина равны» заявляют они и искренне верят в это. Естественно, у размышляющих и разумных женщин никогда не возникнет в голове подобное заблуждение. На самом деле это ложное утверждение пытается подменить собой истину, которая гласит: «Мужчина и женщина – важны, каждый – в сфере, предназначенной ему Аллахом». На Западе, откуда и начиналась эмансипация, такое явление уже уходит в прошлое, потому что западные женщины на своем опыте поняли, что, как бы женщина ни пыталась быть мужчиной, у неё это не получится в силу своей природы. И получается, как говорит один мой знакомый, «они и мужчинами стать не могут, и женщинами быть уже забыли».

2. Непослушание мужу. Частенько жёны не считают обязательным для себя проявлять послушание воле мужа. «А что? Обязана я, что ли?» – вопрошают такие девушки. Вопрос удивляет своей риторичностью: если сын будет задавать подобный вопрос – «Обязан я слушаться родителей, что ли?», подчиненный будет задавать вопрос «Обязан я подчиняться шефу, что ли?», то пред нами предстанет странная картина.

Ответом на все вышеперечисленные вопросы является повеление Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), которое должно являться для нас мерилом всех наших поступков. Так, Пророк (мир ему и благословение) говорил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклоняться другому, то приказал бы женщине поклоняться своему супругу, ибо её обязанность перед мужем велика (аль-Бухари и Муслим). Примеры того, насколько старались быть послушными мужу мусульманки во времена Пророка (мир ему и благословение), должен вдохновлять современных женщин.

В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого заболел её отец. Она направила послание Пророку (мир ему и благословение) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (мир ему и благословение) послал к ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи её отцу».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) привел пример лучшей из мусульманок: «Та, которая радует супруга, когда он смотрит на неё; повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь; и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества» (Ахмад).

3. Ещё один фактор, провоцирующий возникновение разводов – это слабость веры и неполное соблюдение предписаний религии Аллаха. Очень многие женщины жалуются на то, что мужья пьют или «погуливают налево», при этом сами ведут далекий от исламского образ жизни. А тем временем мы можем видеть массу примеров того, как благодаря праведной жене грешный муж-гуляка возвращается на путь истинный и становится примерным семьянином. Таким образом, мы видим, что отказ от соблюдения повелений Всевышнего приводит к тому, что женщина теряет счастье в обоих мирах.

В заключение хочется добавить, что семья строится только при гармоничном взаимодействии мужа и жены, которые должны взаимно дополнять друг друга.

«…Они (жёны) – одеяние для вас, а вы одеяние — для них...» (Корова, аят 187).

Дай Аллах нам сил и способностей построить крепкий дом семейного счастья, который будет устойчив перед любыми вихрями судьбы. Амин.