Простить или не прощать?

Измена – грех, разрушающий душу

«Если будете вы избегать... грехов больших... то простим Мы прегрешения ваши мелкие...»

К сожалению, никто из нас не застрахован от совершения грехов, от того, что живущие рядом не совершат греха. Как вести себя в такой ситуации, как простить или не прощать, как помочь сбившемуся с пути, как самому найти правильную дорогу, как наказать и как принять наказание – об этом мы побеседовали с учёным-богословом, имамом мечети им. Имама Шамиля г. Махачкалы Мухаммад-хаджи Магомедовым.
– Насколько грехи разрушают душу человека?

– Это зависит от степени совершённого греха: ведь грехи есть большие и малые. Малые тоже становятся большими, если постоянствовать в них. И в зависимости от тяжести грехов они влия­ют на сердце человека, а именно – на его веру. К примеру, совершение прелюбодеяния является большим грехом, который отрицательно сказывается не только на том, кто его совершил, но и на обществе в целом, так как распространение его приводит к перемешиванию рода, не говоря о разных болезнях. А по отношению к тому, кто это совершает, Пророк сказал: «Не прелюбодей­ствует прелюбодействующий, будучи в имане», или «Когда раб божий совершает прелюбодеяние, уходит от него вера (иман)». Сказано и о других грехах, таких, как употребление спиртного, воровство, оставление намаза и т. д. Естественно, все эти грехи оказывают большое негативное влияние на веру человека, и не секрет, что нужно от них отдаляться. Если вы их совер­шили, то нужно просить прощения у Всевышнего. В Коране говорится (смысл): «Если вы станете избегать (сторониться) грехов больших, которые запрещены вам, то простим Мы прегрешения ваши мелкие и введём вас [в Рай] через врата благословения» (сура «ан-Ниса», аят 31).

– Верующий человек застрахо­ван от измены?

– От совершения грехов в этом мире не застрахован никто, кроме пророков, так как они ограждены от них. Все же остальные люди, какой бы высокой степени в служении Аллаху они ни достигли, мо­гут впасть в грех, будь то измена или какой-либо другой. Для некоторых это будет испытанием от Аллаха, чтобы они не возгордились перед другими, теми, кто совершает грехи; тем самым им даётся возможность раскаяться, что, в свою очередь, поднимет их степень в Раю. А для некоторых это будет наказанием за их ослушания, чтобы тем самым увеличить им наказание за их неверие и нежелание следовать наказам Всевышнего Аллаха.

– Как мусульманину, живущему в обществе, где измены и пре­любодеяния, к величайшему сожалению, окружают его, не изменить прежде всего себе, своей вере?

– В первую очередь нужно как можно лучше стараться соблюдать обязательные предписания Всевышнего, так как они огражда­ют человека от впадения в гре­хи. В Коране сказано (смысл): «... Поистине, молитва (намаз) оберегает от поступков мерзких и предосудительных...» (сура «аль-Анкабут», аят 45). Нуж­но стараться чаще находиться среди людей, знающих Ислам, богобоязненных, так как этим укрепляется вера, возрастает богобоязненность.

– Если в семье верующих людей произошёл факт измены, с канонической точки зрения эта семья перестаёт быть семьёй?

– Если всё же произошла измена, а она может исходить как от жены, так и от мужа, то эта семья по Шариату сохраняет все права быть семьёй.

Супругам ни в коем случае нельзя спешить с обвинениями. Решение не может основываться на слухах, а непременно должно быть доказано четырьмя свидетелями или признанием обвиняе­мого в измене. Если же четыре человека, будучи в здравом уме и рассудке, засвидетельствуют тот факт, что они лицезрели прелюбодеяние, то Шариат предусматривает для совершившего этот грех соответствующее наказание. Если же вина не доказана по Шариату, но остались сомнения, – у этой семьи есть выбор: супруги могут расстаться или жить вместе, но если они простят друг друга и продолжат жить вместе ради Аллаха, то это лучше.

– Какое наказание для человека, совершившего измену, предусматривает Шариат?

– Совершившие прелюбодеяние (измену) делятся на две категории: те, кто ранее ни­когда не состоял в мусульманском браке (т. е. девственники), и те, кто находился в браке. Первых наказывают сотней ударов плетьми и выселением из селения или города на один год на расстояние 84 км и больше, будь то мужчина или женщина. В Коране говорится (смысл): «И прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них секите сотней плетей...» (сура «ан-Нур, аят 2). Что касается вторых, будь то мужчина или женщина, наказание им – избиение камнями размером с небольшое яйцо, наполняющими ладонь, до смерти. И, конечно, это не делается самостоятельно, простыми людьми. Такое решение может выносить только шариатский суд в лице кадиев, имамов, знающих в совершенной форме шариатские законы, а также свидетелей. Но, учитывая нынешнее время, когда не действу­ют шариатские законы, мы оставляем прелюбодеев на волю Всевышнего Аллаха.

– Что Вы скажете человеку, который, изменив, заявляет: «Я не виноват, мне так было предопределено»?

– Не секрет, что всё, что происходит в этом мире, – предопреде­лено Всевышним ещё до создания небес и земли. Но, совершив грех, успокаивать себя тем, что это было ему предопределено, является глупостью и неправильным убеждением. Аллах всё предопределил до Судного дня, так как Он – Знающий, и по своему знанию Он написал всё, что будет. Но Его знания того, что будет совершено таким-то его рабом, не означают, что Аллах заставил его совершить такой поступок, иначе отправление пророков, ниспослание книг было бы бесполезным. Ведь Аллах наделил человека разумом и волей и отправил к нему пророков, начиная от Адама и кончая Мухамадом (мир им и благословение), кото­рые разъяснили человеку то, чем доволен Аллах, а чем – нет, что должен совершать, а чего должен сторониться. Согласно своему разуму и свободе выбора человек совершает те или иные поступки, и, равно как совершить определённый поступок, он волен и не со­вершать его. Исходя из вышесказанного, понятно, что с человека не снимается ответствен­ность за его поступки оттого, что Всевышний предопределил это до его создания. Здесь можно привести такой пример. Один человек как-то узнаёт, что некто завтра прыгнет с крыши 8-этажного дома, и записывает это в свою тетрадь. На следующий день он видит, что тот хочет прыгнуть, и отправляет к нему одного из своих приближённых, чтобы уберёг его от этого поступка. Посланник объясняет, что прыгать нельзя, можно разбиться, умереть или навечно остаться калекой. Но тот, слыша, что ему говорят, всё же делает свой выбор – прыгает. Теперь подумайте сами, кто виноват: тот, кто знал, что такой-то обязательно со­вершит этот поступок, и записал его, или тот, кто, обладая разумом и свободой выбора, всё же совершил записанное? Прошу братьев по вере не обманывать себя, а следовать призыву Корана и Сунны, соблюдать все предписания и запреты Шариата.

– Кто в большей степени виноват в измене: тот, кто изменил, или тот, с кем изменил?

– Естественно, виноваты оба, так как они знали о том, что это – грех, и осознанно совершили его. Однако не исклю­чено, что степень наказания будет больше тому, кто первым побуждал к греху и всячески старался заманить жертву разными ухищрениями, уговорами. Но если одного из участников измены принудили к этому, напугав или же применив физическое насилие, то жертва не виновата, если сама не давала для этого повода.

– Если человек совершил измену в современных условиях, когда нет шариатских судов, как поступить тому, кому он изменил: простить или не принять?
– Человек, понёсший наказание в этом мире, бывает прощён в Ахирате, и за это с него больше не будет спроса, а значит, он прощён и здесь, в миру, и к нему нужно относиться как ко всем мусульманам, без акцента на его грех. Но если ввиду каких-либо обстоятельств согрешивший не наказан, то прощение его есть милосердие и благой нрав второго члена семьи, который таким образом проявляет упование на Аллаха и за это получит вознаграждение.