Трудно прийти в себя после самоубийства отца…

Ответы на вопросы

Полтора года назад у меня умер отец. Отец был мусульманином, и вся наша семья является мусульманской. За день до смерти отец занимался стройкой на нашем участке. Всё было отлично. Просто у отца было очень подавленное настроение, но, несмотря на это, он планировал завтрашний день, собирался получить свои больничные деньги и купить плитку.

На следующий день около 9 утра мы нашли его повесившимся на верёвке и предсмертную записку. Он всё время порицал такое. Мы сначала подумали, что кто-то это сделал, но нет никаких следов борьбы, и есть записка. Теперь я думаю, что здесь замешаны джинны.

Я не могу с тех пор успокоиться и жить нормальной жизнью. То у меня хорошее настроение, то это настроение моментально меняется и сразу плачу, вспоминая день его смерти, и ещё хуже, когда думаю про наказание за самоубийство. На отца явно кто-то колдовал, на шее у него мы не раз находили амулеты, которые по его словам ему дал друг с работы для успехов в работе. Но попросить снять их мы не могли, так как боялись его. Я хотела бы спросить: могут ли джинны колдовством довести человека до самоубийства и если да, то снимается ли с моего отца вина?

С точки зрения религии:

В самом же начале хочется сказать, что такое понятие, как порча на самом деле существует. Изучение и практика магии категорически запрещена Исламом и является одним из самых тяжких грехов. Колдовство согласно мусульманскому праву карается смертной казнью! Так, например, известно, что сподвижник Пророка (мир ему и благословение) и второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб казнил трёх колдунов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Трое не войдут в Рай: пьяница, разрывающий родственные узы и считающий колдовство правильным и верящий в него» («Джамиуль-ахадис», 11256).

 ثلاثة لا يدخلون الجنة مدمن الخمر وقاطع الرحم ومُصَدِّق بالسحر جامع الاحاديث 11256

Существует много видов порчи, в том числе и та, которая способна убить человека. Всякая порча производится посредством джиннов, поэтому отвечая на Ваш вопрос, могут ли джинны убить человека, отвечу – да, могут!

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):  «Не толкайте себя на гибель!» (сура "Аль-Бакара", аят 195).

وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто бросится с горы и убьёт себя, тот бросится в ад навечно; кто выпьет яд и убьёт себя - вечно будет гореть в аду с ядом в руке; кто убьёт себя оружием - будет убивать себя этим же оружием в адском огне вечно» ("Сухих аль-Бухари" № 5442).

من تردى من جبل فقتل نفسه فهو في نار جهنم يتردى فيه خالدا مخلدا فيها أبدا ومن تحسى سما فقتل نفسه فسمه في يده يتحساه في نار جهنم خالدا مخلدا فيها أبدا ومن قتل نفسه بحديدة فحديدته في يده يجأ بها في بطنه في نار جهنم خالدا مخلدا فيها أبدا

Эти и многие другие доводы говорят о том, что самоубийство тоже запрещено в Исламе. И даже есть такие богословы, которые говорят, что самоубийца будет обречён на вечные муки в аду. Однако самоубийством считается целенаправленное лишение себя жизни. Если же самоубийца был умственно неполноценным или одержимым джиннами, то, естественно, с него спроса не будет. Ибо в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: "Трём категориям грехи не записываются: одержимому джиннами, пока он не излечится, спящему, пока не проснётся и ребёнку до совершеннолетия". ("Джамиуль-ахадис" № 12758).

رفع القلم عن ثلاثة عن المجنون المغلوب على عقله حتى يبرأ وعن النائم حتى يستيقظ وعن الصبى حتى يحتلم

К сожалению, дать однозначный ответ, были ли джинны причастны в смерти Вашего отца не могу, равно как и не могу отрицать этого. Возможно, это –  джинны, возможно, он сам по каким-нибудь неизвестным нам причинам, а может, прошу прощения за прямоту, его убили… К сожалению, сейчас этого не узнать.

Самое главное – не забывать, что мы – мусульмане и земная жизнь не является нашей основной жизнью и с наступлением смерти человек не уходит в небытие. Есть Ахират, загробная жизнь, в который все мы, иншаллах, встретимся. На всё воля Всевышнего, помните об этом. Будьте покорны предопределению и воле Божьей, ибо в этом и только в этом есть благо для Вас самой и Вашего отца. Не вините в произошедшем ни себя, ни отца, ни кого-либо другого. Если желаете блага отцу, обращайтесь с мольбой к Господу, давайте милостыню от его имени и самое главное расплатитесь со всеми его долгами как перед Всевышним (штрафные мудды за посты, невыплаченный закят...), если есть, а также перед людьми (непогашенный долг, притеснение кого-либо...). Читайте Коран и зикр за отца. Соблюдайте все столпы и нормы Ислама, ибо за праведного ребёнка покойному родителю ниспосылается облегчение в могиле и вознаграждение.

С точки зрения психологии:

Любая утрата всегда проходит болезненно, приходится пережить целый спектр отрицательных эмоций, менять привычный образ жизни. Что же касается реакции на самоубийство близкого, то это становитсяя ещё больнее по ряду причин.

Самое странное бывает то,  что самоубийство всегда неожиданно и влечёт за собой ряд тяжёлых последствий таких, как давление общественности, множество вопросов и, конечно же, чувство вины.

Могу предположить, что чувство вины для Вас является наиболее тяжелым, потому что приходят мысли о том, как могли не доглядеть, почему не обратили внимание на то или иное, почему не предприняли предупредительных мер и т.д. Для того чтобы как-то облегчить свои мысли,  нужно всё произошедшее как следует переосмыслить.

Возьмите в расчёт то, что доподлинно Вы не могли знать о намерениях своего отца, были ли у него суицидальные  мысли. Конечно, не зная текст его посмертной записки, сложно дать определённый ответ, но думаю, что Вы сами его можете в ней найти. Если он сам никого не винит и указывает на то, что это был его собственный выбор, то и вам всем лучше относиться к этому так же, то есть через призму видения отца. Отнеситесь к его записке как к последнему желанию отца. Подумайте над тем, хотел ли он сам, чтобы  те, кто останется после него, так страдали и мучали себя тяжелыми мыслями.

То что касается влияния джиннов или колдовства, то в этом вопросе я не компетентен и оставляю на мнение теолога. Могу лишь отметить то, что доподлинно всё равно это узнать не удастся. То обстоятельство, что Ваш отец носил на шее некие амулеты и не снимал их, может косвенно указывать на то, что религиозные взгляды Вашего отца могли быть не очень твёрдыми, и у него была склонность к тому, чтобы перекладывать некую долю ответственности за собственную жизнь на других. Естественно, никто из нас не застрахован на сто процентов от подобного, и потому нет смысла теперь винить отца в произошедшем. Пользу это не принесёт. Его больше нет, то с чем он умер, уже при нём и лучшее, что Вы можете сделать – это не винить себя или его, а просить Всевышнего о проявлении милости к Вашему отцу.

В общем же виде, поведение суицидента многогранно и не сводится к чему-то одному. То что он планировал на будущее, в равной степени может свидетельствовать и в пользу того, что самоубийство было спонтанным и в пользу противоположной мысли, что оно было тщательно спланировано и выношено в голове. Попробуйте мысленно побеседовать с отцом, задавайте ему вопросы, и сами же на них отвечайте. Со временем Ваше состояние заметно улучшится, особенно если Вы будете задаваться вопросом по поводу того, какой бы хотел Вас видеть отец и будете стремиться к этому.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

 

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки