Мечеть Пророка ﷺ в Пресветлой Медине

Теракт, совершённый 4 июля 2016 года возле одной из главных святынь исламского мира – мечети Пророка в Медине, потряс мусульман во всём мире. Чтобы непосвящённый читатель имел представление о значимости этого архитектурного комплекса и его особенностях, предлагаем данный материал.

Мечеть Пророка Мухаммада в Пресветлой Медине – один из центров паломничества мусульман, оформившийся в самый крупный после Заповедной Мечети в Мекке архитектурный комплекс подобного рода. В результате обширной реконструкции прилегающей к старинному памятнику территории, осуществленной в 1990-х гг. под патронажем нынешнего короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдуль-Азиза, мусульманская святыня обрела блистательное обрамление.

Тысячи и тысячи паломников, прибывающих сюда во время хаджа, нескончаемыми потоками стекаются на заповедную территорию, охваченную величественной и монументальной внешней стеной, которая замыкает теперь весь ансамбль. Шесть новых, необыкновенно высоких и стройных минаретов с множеством балкончиков подчеркивают грандиозный масштаб памятника. Молитвенные залы незаметно вбирают в себя огромные количества молящихся. Эти новые залы-дворики, над которыми скользят раздвижные купола – вторжение современной строительной технологии, – лишь знаменуют подходы к собственно святыне, словно бережно запеленатой рядами аркад и молитвенных зал.

 Днем яркое солнце нивелирует все постройки комплекса, которые приобретают однообразный песочный цвет, и лишь зеленый купол над могилой Пророка (мир ему и благословение) выявляет его главную ось; вечером, в лучах торжественной иллюминации, ярче других светятся четыре исторических минарета в углах Мечети Пророка , уже четырнадцать веков притягивающей взоры мусульман мира.

Прославленная святыня, на многие века определившая развитие архитектуры мечети, Мечеть Пророка не была задумана Мухаммадом (мир ему и благословение) как культовое здание. Этот факт, на первый взгляд парадоксальный, подтверждается многочисленными преданиями о жизни Пророка  (мир ему и благословение).

Согласно традиции, Пророк въехал в Медину верхом на верблюде, ведомом Абу Бакром (да будет доволен им Аллах), в окружении племени бану Наджар. Верблюд Пророка (мир ему и благословение) остановился на участке напротив дома Абу Аюба аль-Ансари. в квартале бану Наджар. Пророк (мир ему и благословение) делил кров с Абу Аюбом в течение семи месяцев после прибытия в Медину. Почти сразу он принял решение выкупить участок земли напротив и построить здесь дом.

Земля принадлежала двум сиротам, Сахлю и Сухайлю, и Мухаммад (мир ему и благословение) купил ее за 10 динаров, отказавшись принять в дар. Покрытый могилами и руинами участок был в запустении, здесь росли пальмовые деревья, он использовался для содержания верблюдов и более мелких домашних животных. Сначала место строительства будущего дома Пророка (мир ему и благословение) было хорошо расчищено, а пальмы выкорчеваны – их стволы и ветви использовали как строительный материал.

Строительство дома для Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его семьи традиция приписывает самому Пророку (мир ему и благословение) и его ближайшим сподвижникам. Из обожженного на солнце кирпича были выложены стены просторного двора, поставленные на каменный фундамент. На северной стороне, первоначально оставленной открытой, был сооружен навес: стволы выкорчеванных пальм стали опорами для крыши из пальмовых листьев, обмазанных глиной. С наружной стороны восточной стены из тех же материалов были построены комнаты (худжры) для жён Пророка . Входы в эти скромные жилища открывались во двор и занавешивались тканью или ковром. Некий Абдулла ибн Язид видел эти комнаты перед тем, как они были разрушены по приказу аль-Валида, и он оставил такое описание: «Там были четыре дома из кирпича-сырца, с комнатами, разделенными ветвями пальм, и пять домиков из пальмовых ветвей, скрепленных (обмазанных) глиной и не разделенных на комнаты. Двери были закрыты черными занавесями. До крыши можно было достать рукой».

Напомним, что именно в Медине, по прошествии нескольких месяцев со дня прибытия сюда Пророка (мир ему и благословение), произошло обретение истинной киблы мусульман. Известно, что первые 16 или 17 месяцев пребывания Пророка (мир ему и благословение) в Медине киблой мусульман было направление на Иерусалим. Однако в одной из сур мединского периода прозвучало (смысл): «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Заповедной Мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2:139).

 В устройстве двора дома Пророка (мир ему и благословение), ставшего местом коллективных молений, перемена киблы ска-залась следующим образом: аркада вдоль северной стены, названная суффой, была сохранена, – под ней находили приют сподвижники (ахль ус-суффа) Пророка (мир ему и благословение); на южной стене, ориентированной на Мекку, был построен более глубокий навес, образующий обширное затененное пространство – зулла. Здесь Пророк (мир ему и благословение) проповедовал, опершись о пальмовый ствол.

По сути, самая ранняя мечеть (масджид) была двором дома Пророка (мир ему и благословение) и не имела черт священного здания. Сюда свободно заходили путники, искавшие Пророка (мир ему и благословение), – один из них даже въехал на верблюде; здесь сооружались палатки и хижины, а в суффе жило много бедных людей; здесь велись деловые разговоры, и люди вели себя очень свободно. Но главное – это было место встречи верующих и место общей молитвы, поэтому оно стало с самого начала чем-то большим, чем просто личный двор Пророка (мир ему и благословение).

Построенная в первом году хиджры, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) пережила впоследствии череду ремонтов и расширений. Считают, что в 7-ом г. хиджры Пророк (мир ему и благословение), вернувшись после столкновения с арабскими племенами, решился на обновление своего дома. В результате изменений участок приобрел очертания квадрата со стороной 50 м, его площадь была примерно 2475 кв. м. Дом Пророка (мир ему и благословение) был окружен домами его сподвижников: с востока жили Абу Аюб (да будет доволен им Аллах) и Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах); с юга проживал Умар (да будет доволен им Аллах), к западу – дядя Пророка (мир ему и благословение) Аббас (да будет доволен им Аллах) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), к северу – Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах). В результате более поздних расширений мечети эти дома были утрачены. Заболевший Пророк (мир ему и благословение) оставался в комнате Айши (да будет доволен им Аллах) и был погребен там после смерти. Через два года и три месяца не стало Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), через десять лет – Умара (да будет доволен им Аллах); тела их погребены там же.

Обновление мечети, предпринятое в первые годы после смерти Пророка (мир ему и благословение), при халифах Умаре (да будет доволен им Аллах) и Усмане (да будет доволен им Аллах), было связано с тем, что Медина оставалась главным городом Халифата, община ее росла, и старая мечеть в ее прежних границах уже не вмещала всех желающих, тем более что Мечеть Пророка (мир ему и благословение) была общественным и политическим центром общины, где мусульмане обсуждали важные проблемы, принимали общие решения. Также она была образовательным центром. Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) при расширении Мечети Пророка (мир ему и благословение) руководствовался, прежде всего, этой необходимостью, и характер постройки почти не был нарушен. Худжры жен Пророка (мир ему и благословение), прилегающие к восточной стене, не были затронуты, двор был расширен на запад, а к югу и к северу были добавлены затененные аркады – реваки, так что с юга к территории мечети был присоединен дом Аббаса (да будет доволен им Аллах). В трех стенах было устроено по два входа, – люди могли быстро заполнить мечеть по призыву имама. К тому же, при Умаре (да будет доволен им Аллах) были использованы те же материалы, что и во времена Пророка (мир ему и благословение). Соображения необходимости и практичности явно преобладали в строительстве в тот период, и об этом высказывание самого Умара (мир ему и благословение), который будто сказал: «Дай людям укрытие от дождя, но заботься о том, чтобы не сделать его красным или желтым, чтобы не сбить их с пути истинного». Через 12 лет халиф Усман (да будет доволен им Аллах) расширяет мечеть почти на 500 кв. м., используя другие материалы: аркады, окружающие двор, замыкаются стеной из камня; пальмовые стволы заменяются каменными опорами, возводится крыша из прочного тикового дерева, привезенного из Индии. В стене киблы впервые сооружается михраб, и поныне известный как михраб Усмана (да будет доволен им Аллах).

Правление халифов династии Омейядов Абдуль-Малика и его сына аль-Валида I (705-715 гг.) отмечено созданием великих памятников архитектуры, надолго ставших образцами для мусульманских зодчих. Желание соперничать с великолепием христианских церквей в Иерусалиме и на других завоеванных территориях побудило Омейядов обратиться к помощи византийских архитекторов и декораторов. Именно они возвели Большую Мечеть в Дамаске, украсив ее смальтовой мозаикой.

Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в Медине не осталась в стороне от этих нововведений. Известно, что во время ее реконструкции при первых Омейядах были приглашены ремесленники-христиане, которые богато украсили интерьеры мечети мрамором и мозаиками, перламутром и золотом. Контраст с прежней простотой был разительным, и аль-Валид, посещая обновленную им Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в 93/712 г., даже заметил: «Мы строили в стиле мечетей, вы построили в стиле церквей». Кроме того, четыре минарета были выстроены по углам здания мечети.

Пожалуй, главным преобразованием мечети при Омейядах стало включение в ее территорию комнаты Айши (да будет доволен им Аллах), получившей название худжры Пророка (мир ему и благословение). Жилища жен Пророка (мир ему и благословение) сохранялись в их первоначальном виде до перестройки мечети аль-Валидом. Айша (да будет доволен им Аллах) всячески оберегала захоронение, воздвигла перед ним стену, предупреждая таким образом желание посетителей взять на память немного земли с могилы Пророка (мир ему и благословение). Аль-Валид выкупил все сохранившиеся прилегающие к мечети постройки, снес их и построил новые дома поодаль. Над местом захоронения Пророка (мир ему и благословение)  и его сподвижников, названным ар-Рауда – «Сад», была возведена пятигранная постройка, позднее перекрытая куполом. С ростом почитания Пророка (мир ему и благословение) устанавливалась традиция паломничества в Медину. Дошедший до нас хадис гласит: «Можно сесть в седло, чтобы посетить три мечети: Заповедную Мечеть, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) и Отдаленнейшую Мечеть»; он отражает практику, установившуюся в конце правления Омейядов.

В самом начале правления династии Мамлюков (1250-1517 гг.) древняя мечеть переживала тяжелые испытания. В пятницу в начале рамадана 654/1256 г. в мечети возник пожар, охвативший всю постройку,– почти вся она сгорела. Аббасидский халиф Мустасим во время хаджа 655/1257 г. прислал мастеров, инструменты и материалы, чтобы начать восстановление мечети. Дерево и другие строительные материалы были присланы из Йемена и Египта, а возведение мечети закончилось уже при султане Бейбарсе. За длительный период мамлюкского патронажа в Аравии Мечеть Пророка (мир ему и благословение) не раз ремонтировалась и обновлялась. Султаны Калаун, Барсбей, Каитбей стремились не увеличить площадь молитвенного пространства, но с помощью дорогих и редких декоративных материалов придать ему вид драгоценности.

Мечеть украшалась, особое внимание уделялось территории ар-Рауда аль-Мутаххара («Благословенный Сад») – так называлась площадка между худжрой Пророка (мир ему и благословение) его минбаром, которая была связана в мусульманском предании с местом, где проповедовал и предстоял на молитве Мухаммад (мир ему и благословение). Во второй раз большая часть мечети пострадала от огня, когда в 886/1481 г. в вершину главного минарета ударила молния. Сгорело все, за исключением худжры Пророка (мир ему и благословение) – михраб, минбар, рукописные книги и древние списки Корана. 100 мастеров, присланные из Египта султаном Каитбеем, восстанавливали сначала минареты и стену киблы. Впервые над худжрой Пророка (мир ему и благословение)  был воздвигнут обширный купол. Примечательно, что в мечети была сохранена память о прежней, времен Пророка (мир ему и благословение), стене киблы, в виде ограды примерно в метр высотой, в которой было устроено несколько проходов. Возле ограды находился минбар, между ним и худжрой Пророка (мир ему и благословение) был возведен михраб Пророка (мир ему и благословение); посреди значительно увеличившегося зала была построена мраморная площадка-возвышение для муэдзинов.

Позднейший период истории мединской мечети –  самый длительный: он охватывает четыре столетия и связан с историей Османской империи. Турецкие султаны прославились как устроители благотворительных учреждений на обширной подвластной им территории. Историк  XVI в. Бидлиси, например, характеризуя благочестивые деяния султана Мехмета (начало XV в.),  их почитание и возвеличение! пишет: «Для обеих почитаемых святынь – да умножит Господь  – они определили по вакфу, дабы ежегодно доходы с них туда отсылались и расходовались по усмотрению обладателя вакфа». В 1517 г. османское завоевание достигло Египта, и турецкий султан Селим Явуз принял в Каире ключи от Мекки и Медины, а также священные реликвии, принадлежавшие отныне османскому дому.

Султан провозгласил себя служителем Двух Святынь (хадым уль-Харамейн), и внимание к мечетям Мекки и Медины, давно ставшее традицией, со стороны двора было удвоено. Потребности и расходы служителей, присматривающих за мечетью, тщательно обеспечивались службами султанского двора. Прославленный строитель султан Сулейман Великолепный, заботясь о нуждах паломников, посещающих Мечеть Пророка (мир ему и благословение), по сведениям того же Бидлиси, возвел «В Пресветлой Медине исполненную благодати обитель и назначил достаточно вакфов, чтобы каждое утро и вечер там давали беднякам пропитание». Пожертвования в Мечеть Пророка (мир ему и благословение) вносили и представители османской знати. Вплоть до первых десятилетий XX в. в Стамбуле ежегодно происходили «Сюрре алайы» – сбор процессии в Мекку и Медину с дарами османских султанов и празднество по этому поводу. От ХV–ХVI столетий в мечети сохранились несколько новых вкраплений. Например, так называемый михраб Сулеймана был создан в 860/1455 г. к западу от минбара Пророка (мир ему и благословение), причем сначала он носил имя михраба Ханафитов. В 938/1531 г. султан Сулейман Великолепный приказал обновить его в белом и черном мраморе, а в 980/1572 г. Селим II украсил его изразцами с золочением. В 1233/1817 г. Мехмет II возвел купол над худжрой Пророка (мир ему и благословение), а в 1255/1839 г. отремонтировал его и покрасил в зеленый цвет. При нем порядок ремонта, отправка и подготовка технического персонала, оплата расходов были отлажены и выполнялись неукоснительно.

Самые обширные работы в османское время были проведены уже в XIX в. при султане Абдуль-Маджиде. Шейх Мечети Пророка (мир ему и благословение) Давут-паша доложил султану, что мечеть уже около 400 лет не ремонтировалась в полном объеме, и каждый новый день прибавляет новые разрушения. Султан поручает послать специалистов, которые должны изучить дело; после получения соответствующего рапорта он приказал приступить к ремонту. Он сам выбрал в своем окружении чиновников, которые должны были присматривать за ходом работ и руководить ими, придав, таким образом, предстоящим работам самый высокий статус. Для ремонта 1265/1848-1277/1860 гг. были привлечены самые лучшие мастера и художники, использовались самые дорогие и качественные материалы. Этот обширный ремонт и расширение, длившиеся около 12 лет, были сделаны не на скорую руку: все свидетельствует о большом внимании к качеству работ, соответствующем величию самого памятника, уважению к нему со стороны мусульман. Чтобы не препятствовать совершению верующими молитвы в Мечети Пророка (мир ему и благословение), ремонт осуществлялся последовательно на отдельных участках. На месте старых стен возводились новые, с новым качеством и отделкой. За исключением некоторых стен и худжры Пророка (мир ему и благословение), фундамент которой оказался прочным и сама постройка качественной, вся мечеть была отстроена заново. Минбар и михраб Пророка (мир ему и благословение) были отремонтированы и сохранены.

Северная и западная стены, за исключением участка у минарета Меджидийя, не были обрушены. Михраб Усмана (да будет доволен им Аллах), как прочный и красивый, был сохранен. Старые опоры реваков были заменены новыми монолитными, за исключением колонн в ар-Рауда аль-Мутаххара, украшенных белым и красным мрамором с росписью и возвращенных на прежнее место. Окна были защищены медными решетками, а разноцветные витражи, привычный атрибут османских мечетей, окрасили свет, проникавший в интерьер. Все внутренние галереи были расширены; теперь Мечеть Пророка (мир ему и благословение) занимала площадь 10303 кв. м. В результате этого расширения между главным минаретом и восточной стеной образовалось обширное крытое пространство. Западные ворота главного минарета были облицованы красным резным камнем. У наружной стены мечети, между воротами Баб ус-Саид и воротами для женщин (Баб ун-Ниса), было устроено место для омовения в виде ряда кранов с водой.

В конце ремонтных работ весь пол и стена киблы наполовину высоты были выложены мрамором. Потолок, а свою очередь, был расписан различными изображениями деревьев, цветов, водных потоков. Казалось, что в каждом куполе расцветает райский сад. Колонны с богато украшенными капителями были отполированы и расписаны в цвет камня. Позднее из Стамбула был прислан известный каллиграф Абдулла Зухди Бей, который украсил надписями с текстами аятов и именами Пророка (мир ему и благословение) купола и стены мечети, – их можно видеть там и сегодня.

Журнал "Ислам".