Благородный Кулшариф

Казанское ханство просуществовало более ста лет. Это слишком мало для истории. Но в судьбе татарского народа этот период занимает особое, важное место. Казанское ханство, с одной стороны, продолжает традиции государственности, идущие ещё со времен тюркских каганатов, Хазарского, Болгарского, Кипчакского государств и особенно с Золотой Орды. С другой – этот период наряду с другими татарскими государственными образованиями (Крымское, Астраханское, Касимовское, Сибирское ханства и Большая и Ногайская Орды) вносит значительный вклад в этническое развитие татарского народа, в его культуру. К сожалению, богатые библиотеки, подавляющая часть культурных ценностей Казанского ханства уничтожены завоевателями. Поэтому мы мало знаем о внутренней жизни и людях Казанского ханства и других татарских государств. В таких условиях для нас важен сохранившийся до наших дней каждый факт, каждый документ, каждый памятник старины, каждое имя. Они помогают нам представить прежнюю жизнь нашего народа, восстанавливать картину духовного мира наших предков в той или иной степени.

Когда мы говорим о Казанском ханстве, первым делом мы вспоминаем его правителей и поэтов, таких как Улуг Мухаммад, Мухаммедьяр и другие. И среди них достойное место занимает и Кулшариф. Это имя звучит часто, так же часто оно звучало и ранее, в период самого Казанского ханства. Не зря главную мечеть Казани – соборную мечеть с восемью минаретами, назвали его именем. И назвали ещё и при его жизни. И если сейчас на именитой Кремлевской горке построили величественное здание мечети с множеством минаретов – это не случайно. Это возрождение исторической памяти, проявление огромного уважения к этой великой личности нынешним поколением.

Год рождения Кулшарифа неизвестен. А погиб он 2 октября 1552 года. В легендах говорится, что когда он попрощался с этим миром, ему не было ещё и пятидесяти. Следовательно, год его рождения приблизительно соответствует началу XVI века, его условно можно считать 1503-1506 годами.

В письменных источниках указывается, что Кулшариф был из образованной, знатной семьи. Его родители как будто заранее знали будущее своего ребенка, и дали ему достойнейшее, соответствующее его натуре и сути имя – Кулшариф. «Кулшариф» означает достойный, знатный, уважаемый раб Божий. (В некоторых трудах его имя пишется как Кул Шариф или Шариф Кул.) Кулшариф получил основательное образование, достойное воспитание, и вся жизнь у него проходит на благом пути, он был умным и высоконравственным человеком. Его жизнь и деятельность, как и у Мухаммедьяра, тесно связаны с жизнью Казанского государства.

Во второй четверти XVI столетия Кулшариф всегда находится в центре событий и политических, и общественных, и религиозных, и культурных. Точнее, он принадлежит к тем основным силам, которые определяли жизнь Казанского ханства.

В 1546 году Кулшариф, когда не стало его отца, избирается главой Казанского духовенства (сайидом). В последние годы Казанского ханства, предшествующие его крушению, он непосредственно участвует в руководстве страной, стремится разрешить внутренние и внешние противоречия (особенно противоречия с Москвой) мирным путём. Известно даже, что он в 1551 году руководил Казанской делегацией, которая вела политические переговоры с Москвой. К великому сожалению, охваченный идеями войны и завоеваний Иван Грозный и его приспешники под разными предлогами продолжают свою агрессивную политику. Тогда Кулшариф совместно с другими своими соотечественниками встаёт в ряды защитников отечества, родного Идел-юрта, родного города и героически погибает в этой священной войне. О том, что он и многие образованные люди Казани героически воевали во время защиты города, отмечает в своих воспоминаниях руководивший русскими войсками А.Курбский.

Кулшариф – видный религиозный, государственный и общественный деятель, дипломат. В то же время он и известный поэт. К сожалению, сохранилось лишь малое количество его произведений. Он писал труды и на религиозные темы, об этих трудах мы не знаем ничего, даже их названий.

Любому, кто хоть немного осведомлён о татарской системе образования и её литературе, известна в той или иной степени «Книга Бакыргани». Эта книга, составленная как хрестоматия, антология, издавна была достаточно широко распространена в татарском мире. Их много и в рукописной форме, и в печатной, изданной в Казани. В этой книге, которая использовалась в татарских мектебе как учебное пособие, наряду с произведениями Ахмеда Ясави, Сулеймана Бакыргани, Насими, Факири и других тюрко-татарских поэтов средних веков, есть и три стихотворения Кулшарифа, всего 70 строк. Они в жанре газели и мунаджата. В ритмично-интонационном отношении они совершенны, и для них характерно религиозно-суфистическое содержание. В этих поэтических сочинениях лирический герой возвеличивает Аллаха, всей душой стремится к Нему. Автор призывает не увлекаться бренным миром и всегда помнить о смерти. Каждый человек обязан очистить свою душу, не подвергаться сну беспечности, не искушаться мирскими соблазнами и жить в любви к Всевышнему. Газель, которая начинается словами «О, душа» – классический образец татарской суфийской поэзии. Влияние его творчества чувствуется в творчестве многих поэтов, в том числе и у Тукая.

1899 году в Казани издаётся небольшая книга под названием «Кыйссаи Хубби-Ходжа» («Сказание о Хубби-Ходже»). Некоторые учёные считают его произведением Кулшарифа.

 «Кыйссаи Хубби-Ходжа» – произведение лиро-эпического характера. Оно написано в стихотворной форме. Последние две-три страницы – прозой.

Главные герои этого сказания: Хаким Ата Сулейман, его жена Ганбар, сыновья Хубби Ходжа, Асгар и Махмуд. Кроме них в сюжете произведения участвует и авторитетный и благочестивый человек Ахмед Ясави. Важно отметить, что все эти персонажи, в основном, реальные личности. Но они в сказании выступают не как конкретные исторические личности, а как сказочные герои, в романтическом духе. Например, забитые коровы, по воле Хакима Ата и Хубби Ходжы воскресают и начинают есть траву. Хубби Ходжа превращается в птицу как Сак-Сок и становится соратником Хозыр Ильяса. Когда его мать сокрушается, проливает слёзы по поводу утраты сына – это самая эмоциональная часть этого произведения.

В сказании находят выражение достаточно ценные мысли. По мнению автора, родители не должны завидовать своим детям. Хаким Ата к чудесам и премудростям сына относится отрицательно и говорит, будучи оба «мудрецами», мы в одной стране не уживемся. Такая зависть приводит к печальным результатам. Вынужденный разлучиться навечно с родным сыном отец потом сожалеет о своём поступке, погружается в пучину скорби, тоски и печали.

Известно, что жена Хакима Ата Ганбар – дочь знаменитого Богры хана. Однажды она думает, что кожа у её мужа слишком тёмная. Тогда Хакиму Ата по божественному вдохновению приходит мысль: «Выйдешь за того, который будет ещё темнее меня». Так оно и выходит. После смерти мужа Ганбар выдают замуж за пастуха коров (за «чернь») по имени Занги. Он её постоянно бьёт, всячески оскорбляет и унижает. В конце сказания делается такой вывод: «От матери Ганбар осталось такое наследие: жёны, поносящие своих мужей, потом выходят замуж за человека, который будет ещё хуже, или если их муж умирает, они не находят такого, который был у них ранее».

В начале XXI столетия в нашу духовную жизнь возвратилось сочинение Шарифи (Шарифа Хаджитархани) с названием «Зуфарнамаи вилаяти Казан» («Победа Казанского государства», 1550). Составленное из стихов и прозы это сказание – очень важный литературно-исторический памятник. Там в художественно-публицистическом стиле описываются реальные факты и события Московско-Казанской войны. Из произведения явно видно, что автор его – истинный патриот, у него отрицательное отношение к завоевателям и любовь к родному городу – Казани. Произведение «Зафарнамаи вилаяти Казан» некоторые учёные относят к Кулшарифу. Но в действительности авторы этих произведений – разные лица, потому что у них есть разница в образе мышления и в языке и стиле повествования. Шарифи связан с Хаджитарханом, то есть с Астраханью, а Кулшариф – из Казани. И в исторических источниках не упоминается псевдоним Хаджитархани у Кулшарифа. В общем, для того, чтобы их считать одним человеком, пока нет оснований.

Кулшариф – видный представитель нашей истории, культуры. Он оставил неизгладимый след в нашей духовной жизни. И поэтому он живёт в народной памяти. Об этом поэте, религиозном деятеле, видном представителе нашей культуры создаются всё новые произведения искусства и литературы. Поэма «Кулшариф» Ахмата Рашита – одно из таких произведений. Там достаточно полно описывается сложная, противоречивая судьба этого почтенного человека и трагические события тех времен. В конце поэмы автор переходит на прозу и говорит:

«О Аллах! Сопричисляй к лику святых таких наших великих имамов, как Кулшариф сайид, которые в особо тяжелые для нас дни защищали праведную нашу религию, добрые наши обычаи от глумления, и погибших последних наших ханов, которым довелось испытать большие телесные и духовные мучения перед смертью! А этим мучениям обрекли их кафиры».

Перевод Альфира Гафурова.

Хатип Миннегулов,

доктор филологических наук,

профессор кафедры истории татарской литературы Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета