Женские мечети Китая

Особенностью Ислама в Китае является наличие в этой стране мечетей, построенных специально для женщин.

История возникновения таких мечетей уходит в тот исторический период, когда после гонений на Ислам вновь появилась возможность проповедовать религию. С пятнадцатого века по конец шестнадцатого положение проживающих в Китае мусульман было катастрофическим. Принудительная ассимиляция включала в себя обязательство мусульманам заключать браки с иноверцами, исповедовать религию запрещалось, как и передавать знания о ней. В конце шестнадцатого века ситуация улучшилась, появилась возможность исповедовать религию, появилось движение возрождения Ислама и связанных с ним религиозных наук. Прошло ещё почти сто лет, пока были написаны исламские книги на китайском языке. И тут мужчины поняли, как важны женщины для передачи знаний своему потомству и как важно, чтобы эти знания были у них. Постройка данных мечетей в тот момент была продиктована потребностью сохранения мусульманской общины, которая находилась в самом плачевном состоянии. Женские мечети в Китае стали первым местом, где получали образование девочки. Самая старая из сохранившихся женских мечетей, Wangjia Alley, находится в городе Кайфэй, дата её постройки – 1820 год. Она небольшая и может принимать одновременно не более пятидесяти верующих.

 

Как появились женщины-имамы

До 1949 года имамами таких мечетей были исключительно мужчины. Имам приходил на намаз и вёл его за ширмой, он не общался с женщинами и не видел их. Однако с указанной даты получила распространение должность женщины-имама, что привело к резкой критике в мусульманском мире женских мечетей в целом. Первоначально женщины-имамы были только в среде так называемой «группы Хуэй» (она в Китае относится к одной из 56 официально зарегистрированных народностей), мусульманской общности, проживающей в восточных и центральных областях страны. Но сегодня реформы Ислама начинаются и в среде более ортодоксальных уйгуров, живущих на западе Китая в Синцзян-Уйгурском районе (СУР). В СУР сопротивление подобным реформам приводит даже к вооружённым беспорядкам.

Немного статистики: В городе Кайфэй, относящемся к «группе Хуэй», расположены 16 мечетей, и лишь 5 из них являются «чисто мужскими». До недавних пор были женские и мужские мечети (первые выкрашены в розовый цвет). Однако за последние 5–6 лет среди «группы Хуэй» появились и «смешанные» мечети, где проповеди мужчинам читают женщины. Женщины в таких мечетях никак не отделены от мужчин (в традиционных мечетях они сидят за перегородками или в отдельном помещении). Всего в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, которые получают зарплату из государственной казны.

 

Женские мечети в мире

Планы открыть женские мечети озвучивала мусульманская община Великобритании, однако внутри самой общины это вызвало жаркие споры. Так, первая женщина-имам в Америке – Амина Вадуд – около 10 лет боролась за создание мечети, где на молитве могли бы присутствовать и женщины, и мужчины без всяких перегородок и ограничений. К счастью, её борьба не увенчалась победой. Сегодня в США существуют лишь 3 мечети с женщинами-имамами. В феврале 2016 года первая женская мечеть открылась и в Копенгагене. Высказывание её имама о том, зачем, с её точки зрения, нужна такая мечеть, заставляет серьёзно задуматься об серьезной опасности распространения данной традиции. Имам мечети Марьям Шерин Кханкхан заявила, что эта мечеть является «феминистским проектом», который поможет мусульманкам. По её мнению, мечеть может помочь мусульманкам достичь равных прав с мужчинами, например облегчив разводы, считает женщина-имам.

Комментарий канонического отдела islam.ru

Традиционно в мечетях, как правило, крупных, есть специально отведённые места (позади мужчин или на этаже выше) для совершения молитвы женщинами, что никоим образом не противоречит Шариату. В небольших мечетях зачастую никакого уголка для женщин не предусмотрено, ввиду нехватки мест для мужчин, у которых, в отличие от женщин, имеется потребность в мечетях: для совершения обязательной пятничной молитвы и ежедневной пятикратной молитвы коллективно, что является «фарзом аль-кифая» (коллективной обязанностью всех совершеннолетних мужчин населённого пункта, при выполнении которой хотя бы двумя из их числа отпадает грех со всех горожан).

Поэтому не может быть мечети исключительно для женщин, другое дело – молитвенная комната, медресе, мактаб и т.п. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не запретил женщинам посещать мечети (естественно, если соблюдаются все правила), но сказал, что для них самой ценной молитвой будет та, что совершена в самой дальней комнате их дома. Даже в лучшие времена, когда были живы ещё сподвижники, не практиковалось отдельное возведение мечетей для женщин. Мечеть, у которой есть минарет, никак не может быть чисто женской.

Известно, что мужчина может быть имамом в коллективной молитве для представителей обоих полов, но не женщина – она может быть имамом в намазе исключительно для женщин.

Также известно, что жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обучали сподвижников, отвечали на их вопросы относительно религии, однако всё это происходило за ширмой, которая скрывала их от посторонних мужчин, без ширмы подобное запрещено. Однако в наше время, когда среди мужчин хватает знающих, достаточно и религиозной литературы; читать проповеди женщине-«имаму» даже через ширму нет никакой необходимости.

По материалам BBC, islamnews.ru, islamisemya.com, info-islam.ru