Университет Аль-Азхар

Университет Аль-Азхар – старейшая и наиболее престижная мусульманская духовная академия-университет, расположенная в Каире.

Множество молодых людей стремится к получению религиозных знаний, а иногда и совместно со светскими. Поэтому для большинства из них пределом мечтаний становится возможность обучения в Аль-Азхаре, одном из древнейших и престижнейших университетов исламского мира.

Мировая школа религиозной и научной мысли

Университет Аль-Азхар – старейшая и наиболее престижная мусульманская духовная академия-университет, расположенная в Каире.

Множество молодых людей стремится к получению религиозных знаний, а иногда и совместно со светскими. Поэтому для большинства из них пределом мечтаний становится возможность обучения в Аль-Азхаре, одном из древнейших и престижнейших университетов исламского мира.

Университет был основан в эпоху Фатимидов. Точнее говоря – первой была заложена мечеть в 970–972 г. н. э., которая получила название аз-Захра (Блистательная) в честь дочери Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Фатимы. Она фактически стала центром шиитского призыва и официальной мечетью правящей династии. Позднее на её основе было разрешено читать лекции (с 975 г.), в основном шиитского толка. А потом пришли к мысли об организации официального обучения на территории мечети. Основателем этой идеи был министр Якуб бин Каляс. В 988-м году он набирает группу преподавателей (алимов-факифов), устанавливает учебный план и привлекает студентов.

Очень скоро влияние его на весь мусульманский мир стало огромным. В какой-то степени это произошло из-за важности географического положения (на стыке Африки и Азии с достаточной близостью к Европе), частично – из-за политического статуса, поскольку Каир стал столицей.

Первоначально обучение шло прямо во дворе мечети, однако с увеличением числа студентов-иностранцев было выстроено специальное жилое помещение (ривак).

При нём быстро складывается типично университетская система с использованием труда приглашённых профессоров и стипендиального поощрения талантливых студентов.

При Айюбидах университет постепенно теряет своё влияние, поскольку его шиитский толк не приветствуется новой династией. Однако его научный статус не оспаривается, и учёные продолжают заниматься исследованиями и обучением студентов.

Университет постепенно переходит на смешанное богословие с использованием не только шиитского направления, но и суннитского (всех четырёх мазхабов). Многие из учёных Средней Азии и Андалусии также оседают здесь, поскольку были вынуждены переселиться из родных стран.

С 13 века фактически в стенах одного университета сосуществуют крайне различные исламские группировки – шииты (особенно исмаилиты), представители четырёх мазхабов, чуть позднее – суфийские школы. Однако к 18 веку университет превращается в преимущественно суннитский центр.

В настоящее время университет Аль-Азхар включает в себя медресе, подготовительные учебные курсы трёх ступеней (как правило, для неарабоговорящих студентов). С 60-х годов добавились светские факультеты, однако все они доступны только после получения базовых религиозных знаний. Так что можно сказать, что Аль-Азхар совмещает преподавание религиозных и светских дисциплин, выпуская в жизнь врачей, инженеров и прочих специалистов, которые обладают, помимо профессиональных, ещё и исламскими знаниями.

С 1932 года обучение в Аль-Азхаре было разделено на три основных факультета, которые существуют и поныне (арабского языка, богословский, Шариата). С 1961 года к ним добавился миссионерский факультет, а также светские специальности – административных дел и торговли, инженерный, филологический, медицинский, сельскохозяйственный, химический, стоматологический, фармацевтический, политехнический.

Вопреки бытующему мнению, женщины тоже могут получить образование в Аль-Азхаре. Конечно, они обучаются и проживают отдельно, занятия проходят в Женском колледже, и все преподаватели в нём исключительно женского пола. В нём пять факультетов: арабского языка и исламской культуры, торговли, гуманитарный, медицинский, политехнический.

В Аль-Азхаре преподаётся классический арабский на действительно высшем уровне. Аналогов этой филологической школы действительно нет во всём мире.

Три основные и старейшие факультеты Аль-Азхара: богословский, арабского языка и Шариата. Они расположены в непосредственной близости от одноимённой мечети, собственно на том самом месте, где университет и был первоначально основан. При них находится и медресе для мальчиков 11–17 лет. Наряду с исламскими дисциплинами и чтением Корана большое значение имеет изучение мальчиками каллиграфии, в обязательном порядке изучаются как минимум три рукописных стиля: насх, рукка и сульс. Посещение медресе строго контролируется учителями. Самое страшное наказание грозит за списывание: работу просто могут отобрать и выставить по ней априори минимальные оценки.

Система оценок, кстати, английская – из 100 баллов. Это не только в медресе, но и во всём университете. Поскольку диплом Аль-Азхара – международный и признаваемый легальным в большинстве стран, то руководство было вынуждено пойти на это, чтобы у выпускников не было проблем с дальнейшим трудоустройством.

Кстати, в самом университете довольно либеральная позиция по отношению к посещаемости занятий студентами. Это связано с тем, что более успешные студенты имеют право проходить программу обучения быстрее сокурсников и сдавать экзамены «на опережение», перескакивая курсы, – для них посещение занятий не интересно. И наоборот, отстающие могут заниматься в более щадящем режиме, проходя программу одного года, например, за два (это в большей степени относится к иностранным студентам).

У Аль-Азхара есть много филиалов в других городах Египта, а в ряде городов Европы были открыты представительства этой духовной академии при Исламских культурных центрах.

Обучаться студенты могут в бакалавриате, магистратуре или аспирантуре.

Система приёма для граждан Египта очень проста – только на основании аттестата. Для иностранцев попасть на обучение сложнее – нужно сдавать как минимум арабский и Коран в качестве вступительных экзаменов, а при необходимости и другие предметы – тоже на арабском языке. Но именно для иностранцев и существуют подготовительные курсы. На них можно получить базовое религиозное образование и освоить арабский язык. Кроме того, для поступающих необходимо рекомендательное письмо от имама (или муфтията).

Для египтян обучение бесплатное, иностранные граждане обязаны платить за обучение, однако эта плата невысока и, как правило, покрывается стипендией, выплачиваемой университетом.

Возглавляет университет ректор (верховный имам) – в настоящее время шейх Мухаммад Сайид Тантави. Он широко известен в роли мирового миротворца, человека, который издаёт фетвы против терроризма. Недавно он жёстко осудил поведение ливийцев, которые жестоко убили своего бывшего лидера Каддафи и несколько дней глумились над его телом, не предавая его земле.

В Аль-Азхаре учились и преподавали такие знаменитые люди, как арабский физик 11 века ибн аль-Хайсама, в 13 веке – врач абд аль-Латиф аль-Багдади, историк 14–15 веков ибн Халдун. Из современников – президент Мальдивской республики, советники президентов Шри-Ланки, ОАЭ, Сенегала, Индонезии и многие другие.

Аль-Азхар издавна придерживается умеренных исламских взглядов. В его стенах предпочитают укреплять связи между мусульманами всех стран мира, усиливать конструктивные диалоги между представителями различных религий. К примеру, совсем недавно его посетила делегация из русской православной церкви.

Аль-Азхар – это не просто университет. Для всех, кто когда-либо обучался здесь, он становится и кусочком жизненного пути, своеобразным «университетом жизни по законам Ислама».