Мушарака и мудараба: финансирование оборотного капитала

В случаях, когда необходимо финансирование оборотного капитала действующего бизнеса, инструмент мушарака может быть использован следующим способом:

 

1. Весь капитал действующего бизнеса может быть оценен по взаимному согласию обеих сторон. Как уже было упомянуто при рассмотрении традиционной концепции мушарака, не обязательно, по мнению имама Малика, чтобы вкладываемый в мушарака капитал был представлен исключительно в денежной форме. Неликвидные активы также могут стать частью капитала на основе их оценки. Это мнение может быть использовано в нашем случае. Стоимость бизнеса может рассматриваться как инвестиционный вклад лица, которое нуждается в финансировании, в то время как сумма, предоставляемая финансистом, будет рассматриваться как его доля инвестиций. Мушарака может быть осуществлена на определённый период, например, один год, шесть месяцев или же меньше. Стороны должны определить долю в прибыли, полагающуюся финансисту, которая должна составлять не больше его доли в инвестированном капитале, так как подразумевается, что он не будет работать на этот бизнес. По истечении определённого периода все ликвидные и неликвидные активы повторно оцениваются, прибыль распределяется на основе этой оценки.

Несмотря на то, что в соответствии с традиционным пониманием прибыль не может быть определена до тех пор, пока все активы бизнеса не будут реализованы, всё же, на основе взаимного согласия сторон, оценка активов может рассматриваться как «предполагаемая ликвидация», так как в шариате нет какого-либо специального запрета на это. Это также может означать, что если управляющий партнёр выкупит долю финансиста в активах бизнеса, цена его доли будет определена на основе оценки, учитывая и долю в прибыли, причитающуюся ему в соответствии с договором мушарака.

К примеру, общая стоимость бизнеса лица А составляет 30 единиц. Лицо Б вкладывает дополнительно 20 единиц, увеличивая общую стоимость до 50 единиц, 40 % из которых были вложены лицом Б, а 60 % лицом А. Оговорено, что лицу Б причитается 20 % от фактической прибыли. В конце периода общая стоимость бизнеса увеличивается до 100 единиц. Теперь, если доля лица Б выкупается лицом А, то лицо А должно будет выплатить лицу Б 40 единиц, так как доля последнего в активах бизнеса составляет 40 %. Но для того, чтобы учесть согласованную долю от прибыли в процессе выкупа доли, формула ценообразования будет отличаться. Любое увеличение в стоимости бизнеса должно быть распределено между сторонами в соотношении 20 % на 80 %, так как это соотношение в распределении прибыли было определено в договоре.

Так как увеличение стоимости бизнеса составляет 50 единиц, то эти 50 единиц должны распределяться в пропорции 20 к 80, в результате чего получается, что лицо Б уже заработало 10 единиц. Эти 10 единиц должны быть добавлены к уже имеющимся его 20 единицам, и цена его доли будет составлять 30 единиц.

Однако в случае убытков любое увеличение общей стоимости активов должно распределяться между ними строго в соответствии с их пропорцией в инвестициях, то есть в пропорции 40/60. Следовательно, если стоимость бизнеса уменьшилась, к примеру, на 10 единиц, и составила 40 единиц, то потери лица Б должны составлять 4 единицы (40 % от общих потерь). Эти 4 единицы должны быть вычтены из его первоначальных 20 единиц, и цена его доли будет определена в размере 16 единиц.

Мушарака и мудараба: разделение валовой прибыли

Разделение валовой прибыли

2. Финансирование на основе мушарака в соответствии с описанной выше процедурой может быть трудноосуществимым, если бизнес имеет множество материальных активов, в особенности в развивающихся отраслях, так как оценка всех активов, снижение и увеличение их стоимости может сопровождаться проблемами учета, вызывая множество поводов для разногласий.

Основные проблемы могут возникнуть при определении косвенных издержек, таких как износ оборудования, оплата персонала и тому подобное. Для решения этой проблемы стороны могут договориться между собой, что вместо разделения чистой прибыли будет разделяться валовая прибыль; это означает, что косвенные издержки не будут вычитываться из распределяемой прибыли. Все косвенные издержки будут приходиться на предпринимателя, и только прямые издержки (такие как сырье и материалы, труд, непосредственно затраченный на производство продукта, электричество и тому подобное) будут приходиться на мушарака. Так как предприниматель предоставляет для мушарака свои здания, оборудование, персонал, его доля в прибыли может быть увеличена в качестве компенсации.

Подобная модель может быть узаконена на основании того, что клиенты финансовых институтов могут не ограничивать свои операции исключительно теми, на которые было получено финансирование от финансового института. Их оборудование и персонал могут быть вовлечены в какой-либо другой бизнес, который не является предметом мушарака, и в этом случае затраты в целом не могут быть отнесены исключительно к мушарака.

Приведем пример. Предположим, хлопкоочистительная фабрика имеет в собственности здание стоимостью 22 миллиона рупий, машины и оборудование на 2 миллиона рупий и ежемесячные расходы на оплату персонала в размере 50 тысяч рупий. Фабрика прибегает к финансированию в размере 5 миллионов рупий со стороны банка на основе мушарака сроком на один год. Это означает, что после одного года мушарака будет прекращена и прибыль, полученная к этому моменту, подлежит распределению на основе согласованного соотношения. В процессе определения прибыли все прямые издержки должны быть вычтены из выручки. Прямые издержки могут включать следующее:

А) Суммы, потраченные на приобретение сырья и материалов.

Б) Оплата труда рабочих, напрямую связанных с переработкой сырья и материалов.

В) Затраты на электричество, потреблённое в процессе хлопкоочистки.

Г) Счета за другие услуги, напрямую относящиеся к предмету мушарака.

Очевидно, что здание, оборудование и оплата прочего персонала не относятся лишь к бизнесу по мушарака, так как мушарака будет прекращена через один год, в то время как здание и оборудование приобретены на более длительный период, в течение которого хлопкоочистительная фабрика будет использовать их для своих собственных целей, которые не являются предметом данного однолетнего договора мушарака. Следовательно, общие затраты на здание и оборудование не могут покрываться за счет однолетнего договора мушарака. Максимум, что может быть сделано, так это то, что износ здания и оборудования за этот период будет включен в мушарака. С практической точки зрения это будет  трудноосуществимо и  может стать причиной для разногласий. Следовательно, существует два пути решения этой проблемы.

В первом случае стороны могут договориться между собой о том, что из портфеля мушарака клиенту будет выплачиваться определённая арендная плата за пользование зданием и оборудованием. Это аренда будет оплачиваться ему из фонда мушарака вне зависимости от того, получил бизнес прибыль или понес убыток.

Вторым вариантом является то, что вместо выплаты арендной платы доля клиента в прибыли может быть увеличена.

С точки зрения шариата, это может быть узаконено на основе аналогии с мудараба в услугах, которые являются дозволенными, с точки зрения имама Ахмада ибн Ханбала, да будет милостив к нему Всевышний Аллах.

Мушарака и мудараба: ведение мушарака-счёта на основе суточного дебита

Ведение мушарака-счёта на основе суточного дебита

3. Многие финансовые институты предоставляют оборотный капитал предприятиям, открывая для них текущий счёт, с которого они могут снимать средства в любое время, возвращая на счёт свою избыточную ликвидность. Таким образом, процесс расхода и прихода продолжается до истечения обусловленного срока, проценты вычисляются на основе суточного дебита.

Может ли подобная договоренность быть осуществлена посредством мушарака и мудараба? Мы не сможем найти специального ответа на этот вопрос в классических работах по фикху, так это явление современности. Учитывая основные принципы мушарака, для ответа на этот вопрос могут быть предложены следующие принципы:

А) Определённый процент от фактической прибыли должен быть предназначен для управляющего.

Б) Оставшийся процент от прибыли предназначен для распределения между инвесторами.

В) Все убытки, при наличии таковых, должны быть понесены инвесторами только в точной пропорции с их долями инвестиций.

Г) Средний остаток взносов на счёте мушарака, вычисленный на основе суточного дебита, нужно рассматривать как долевой капитал финансиста.

Д) Прибыль, накопленная в конце периода, вычисляется на основе суточного дебита и должна быть распределена соответствующим образом.

Если данные положения согласованы между сторонами, то это не выглядит как нарушение каких-либо принципов мушарака. Однако все вышеперечисленное нуждается в дальнейшем рассмотрении и исследовании экспертами исламского права. Фактически это соглашение сторон, что прибыль, накопленная по договору мушарака в конце периода, будет разделена на капитал, используемый в день, что в свою очередь приведёт к усреднению прибыли, заработанной каждой рупией в день. Размер данной средней прибыли на рупию в день будет умножен на число дней, на которое каждый инвестор вложил капитал в бизнес, что впоследствии определит размер причитающейся прибыли на основе суточного дебита.

Некоторые современные учёные не допускают данный метод определения прибыли на том основании, что он является лишь гипотетическим методом, который не отражает фактическую прибыль, заработанную партнёром по договору мушарака. Это связано с вероятностью того, что бизнес мог заработать огромную прибыль в тот период, когда определённый инвестор не имел вложенных в бизнес средств или инвестировал их в очень незначительном количестве. Тем не менее, при распределении прибыли он будет иметь такие же права, как и другие инвесторы, которые вложили большие суммы в бизнес в этом периоде.

С другой стороны, предприятие может нести большие убытки в том периоде, когда этот же самый инвестор вложил значительные средства в него. Так же он распределит часть своего убытка между другими инвесторами, которые не инвестировали в убыточный период или размер инвестиций которых был незначителен.

Мушарака и мудараба: финансирование оборотного капитала

Этот аргумент может быть опровергнут на основании того, что не является обязательным в сделке мушарака, чтобы партнёр получал прибыль только за счёт собственных денег. Как только фонд мушарака получит существование, доходы, накапливаясь в едином фонде, будут положены всем участникам, невзирая на то, были использованы их деньги в той или иной конкретной сделке или нет. Это особенно верно для ханафитской школы, которая не считает обязательным для действительности контракта мушарака смешение денежных взносов участников. Это означает, что если лицо А вступило в сделку мушарака с лицом Б, но пока ещё не внесло свои деньги в общий фонд, то оно всё же будет иметь право на долю в прибыли от сделок, совершённых лицом Б по мушарака на свои собственные деньги (Аль-Касани, Бада'и ас-Сана'и, 6:63). Хотя его право на долю в прибыли будет зависеть от вложения им необходимой суммы денег, факт остается фактом — доход от конкретной сделки был получен не непосредственно от денег лица А, потому что деньги, уплаченные им на поздней стадии, могли быть использованы для иной сделки.

Предположим, лицо А и лицо Б вступили в контракт мушарака, чтобы вести бизнес на сумму 100 тысяч рупий.  Они договорились, что каждый из них внесет по 50 тысяч рупий, что доходы будут распределяться между ними поровну. Допустим, лицо А пока ещё не инвестировало свои 50 тысяч рупий в общий фонд. Однако в это время лицо Б совершило выгодную сделку и приобрело два кондиционера для мушарака за 50 тысяч рупий, вложенных им же самим, продав их впоследствии за 60 тысяч рупий; партнёры получили прибыль в 10 тысяч рупий. Лицо А вложило свою долю – 50 тысяч рупий – после этой сделки. Партнёры приобрели два рефрижератора посредством этого вклада, которые были проданы по цене  48 тысяч рупий, что означает, что эта сделка привела к убытку в 2 тысячи рупий. Хотя сделка, совершеёная на деньги лица А, принесла убыток в 2 тысячи рупий, а прибыльная сделка с кондиционерами была полностью профинансирована деньгами лица Б, в которую лицо А не вносило своего вклада, лицо А все же будет иметь право на долю в прибыли от первой сделки. Убыток в 2 тысячи рупий во второй сделке будет отделен от прибыли в первой сделке, понижая совокупную прибыль до 8 тысяч рупий. Эта прибыль в 8 тысяч рупий будет разделена между двумя участниками поровну. Это означает, что лицо А получит 4 тысячи рупий даже при том, что сделка, осуществлённая его деньгами, принесла убыток.

Причина в следующем: как только стороны вступают в контракт мушарака, все последующие сделки, совершённые для мушарака, приходятся на долю общего фонда, невзирая на то, чьи конкретно деньги использовались в них. Каждый партнёр имеет отношение к каждой сделке по причине его вступления в контракт мушарака.

Возражение к вышеизложенному объяснению может заключаться в том, что в данном случае лицо А приняло на себя обязательство осуществить вклад в размере 50 тысяч рупий, таким образом вклад был определён до того, как оно вложило указанную сумму в сделку мушарака. Однако в предлагаемом текущем счете мушарака, куда партнеры вкладывают и выходят каждый день, никто не берёт на себя обязательства вкладывать какую-либо определённую сумму. Следовательно, капитал, вкладываемый каждым из партнёров, не известен в момент вступления в мушарака, что делает контракт недействительным.

Мушарака и мудараба: финансирование оборотного капитала

Ответ на это возражение может быть следующим: традиционные ученые исламского права имеют различные точки зрения относительного того, является ли необходимым для действительности контракта мушарака, чтобы вкладываемый капитал был заранее известен партнерам. Учёные ханафитского мазхаба единодушны во мнении, что это не является предварительным условием. Аль-Касани, известный ханафитский правовед, пишет:

و اما العلم بمقدار رأس المال وقت العقد’ فليس بشرط لجواز الشركة بالأموال عندنا.  و عند الشافعي شرط ... و لنا أن الجهالة لا تمنع جواز العقد لعينها, بل لإفضائها إلى المنازعة. لأنه يعلم مقداره ظاهرا و غالبا لأن الدراهم و الدنانير توزنان وقت الشراء فيعلم مقدارها فلا يؤدي إلى جهالة مقدار الربح وقت القسمة

«В соответствии с ханафитской школой не является условием для действительности мушарака, чтобы сумма капитала была известна, в то время как подобное условие есть в школе имама аш-Шафии. Наш аргумент заключается в том, что джахаля (неопределённость) сама по себе не делает контракт недействительным, до тех пор, пока она не приводит к разногласиям. А неопределённость относительно капитала во время мушарака не приводит к разногласиям, так как это становится известным во время покупки товаров для мушарака, следовательно, это не приводит к неопределённости прибыли в момент её распределения» .

Из вышесказанного вытекает: даже если сумма капитала не известна во время сделки мушарака, контракт является действительным, но это не должно привести к неопределённости в момент распределения прибыли. Распределение прибыли на основе суточного дебита обеспечивает это условие.

На самом деле понятие текущей мушарака, когда партнёры извлекают некоторые суммы и вкладывают новые, а прибыль рассчитывается на основе суточного дебита, не может быть найдено в классических трудах по исламскому праву. Но одно это не может сделать подобное новое условие недействительным в шариате, если условие не нарушает никаких базовых принципов сделки мушарака. В предложенной системе все участники договариваются на равных условиях. Прибыль каждого партнёра подсчитывается на основе периода, в течение которого его деньги находились в объединенном фонде. Несомненно, что совокупный доход, полученный в общем фонде, образуется в результате совместного использования различных сумм, вложенных участниками в разное время. Если все они пришли к взаимному согласию распределять прибыль на основе суточного дебита, то в шариате не существует запрета, который бы делал эту сделку недействительной; скорее всего, она попадает под действие общего правила, переданного достопочтенным Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в известном хадисе, который многократно цитировался в этой книге:

المسلمون على شروطهم الا أحل حراما أو حرم حلالا  

«Мусульмане связаны условиями, которые они оговорили, кроме тех, что запрещают разрешённое или разрешают запрещённое».

Если распределение на основе суточного дебита не будет принято, это будет означать, что ни один партнёр не сможет ни извлечь какую-либо сумму, ни вложить новые суммы в общий фонд. Таким образом, никто не сможет  присоединиться к общему фонду, кроме как в даты начала нового периода. Подобная система абсолютно неосуществима в отношении депозитов банков и финансовых институтов, где счета дебетуются и кредитуются вкладчиками много раз в день. Непринятие концепции суточного дебита вызывает необходимость ждать месяцами, прежде чем станет возможным разместить свободные деньги на доходный счёт. Это затруднит использование сбережений для развития промышленности и торговли и станет причиной задержки циклов финансовой активности на долгие периоды. Нет другого решения этой проблемы, кроме того, как применить метод суточного дебита для расчёта прибыли. Так как на это нет конкретного запрета в Шариате, то не существует и причины, из-за которой этот метод не был бы принят.

Мухаммад Таки Усмани

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com, depositphotos.com