Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 5

Мы продолжаем публиковать статьи о мусульманском гении экономической, исторической, политической и социальной мысли, опередившего века – Абу Зейде Абдуррахмане ибн Мухаммад ибн Халдун аль-Хадрами аль-Ашбили.

Ибн Халдун имел ясное видение о том, как все различные социальные, духовные, экономические и политические факторы работают взаимосвязанно и динамично и ведут к дальнейшему росту или падению общества.

В ходе этой дискуссии на страницах своего труда он внёс вклад в современную экономическую теорию. Ибн Халдун разработал теорию производства, теорию стоимости, теорию распределения и теорию циклов, и они объединяются в единую общую экономическую теорию, которая составила рамки его истории.

Давайте теперь взглянем на некоторые из его вкладов в область спроса и предложения, определение цен и государственных финансов.

Ибн Халдун признал «влияние спроса и предложения при определении цены».

Это очень важно, потому что не было никакой ясности на Западе в отношении задачи спроса и предложения при определении цены до конца 19 – начала 20 веков.

Согласно Твэту, «первое  применение в английской литературе обоих понятий спроса и предложения было в 1767 году».

Согласно Гроневэгену, «только во втором десятилетии 19-го века роль спроса и предложения при определении рыночных цен начали всецело оценивать».

Доклассические английские экономисты, такие как Уильям Петти (1623-1687), Ричард Кантильон (1680-1734), Джеймс Стюарт (1712-1780) и даже Адам Смит (1723-1790), основатель классической школы, в определении цены выделяли роль стоимости производства, особенно труда.

Ибн Халдун подчеркивал, что увеличение спроса или падение предложения приводит к росту цен, и падение спроса или повышение предложения приводит к падению цен.

Он считал, что подобно тому, как продолжение «слишком низких» цен вредит ремесленникам и купцам и выбрасывает их с рынка, продолжение «чрезмерно высоких» цен вредит клиентам. Умеренные цены, находящиеся  между  двумя крайностями, таким образом, желательны, поскольку они не только разрешили торговцам социально принятую точку возврата, но и привели к очистке рынка путём поощрения продаж и, тем самым, генерируют определённый доход и процветание. Тем не менее, он считал, что «низкие цены желательны на предметы первой необходимости, поскольку они оказывают помощь бедным, которые составляют большинство населения».

Используя современную терминологию, можно сказать, что Ибн Халдун нашёл устойчивый уровень цен со сравнительно низкой стоимостью жизни, что предпочтительнее как с точки зрения роста, так и справедливости; в противоположность приступам инфляции и дефляции. Первый случай вредит справедливости, а второй снижает стимулы и эффективность. Он заявил, что «низкие цены на предметы первой необходимости не должны, однако, быть достигнуты через фиксацию цен государством; это разрушило бы стимулы для производства».

Давайте теперь посмотрим на мысли Ибн Халдуна о факторах, определяющих спрос и предложение.

Предложение

Факторами, которые определяют предложение, согласно теории производства Ибн Халдуна являются: «спрос, относительная норма прибыли, масштабы человеческих усилий, размер рабочей силы, а также их знания и умения, мир и безопасность и техническое образование и развитие всего общества».

Он заявил, что «если цена падает и приводит к потере, капитал подвергается эррозии, стимул предложения снижается, что приводит к спаду. Торговля и ремесла, следовательно, также страдают».

Ибн Халдун скептически отнёсся к возможности или желательности самодостаточности и уделил особое внимание разделению труда и специализации, заявив, что «хорошо известно и точно установлено, что отдельные личности сами по себе не способны удовлетворить все свои индивидуальные экономические потребности.  Для этой цели они все должны сотрудничать. Потребности, которые могут быть удовлетворены группой на основе взаимного сотрудничества, во много раз превосходят способность индивидуумов удовлетворить свои потребности лично». Он, возможно, является пионером теории сравнительных преимуществ.

Ряд учёных подчеркнули необходимость разделения труда задолго до Ибн Халдуна.

Имам Аль-Сарахси сказал: «фермер нуждается в работе ткача, чтобы обеспечить себя одеждой, а ткач нуждается в труде земледельца, чтобы получить еду и хлопок, из которого изготовлена ткань..., и, следовательно, каждый из них  помогает другому в его работе...»

По словам Ад-Димашки, «Ни один индивидуум не может, из-за краткости его жизни, обременять себя всеми отраслями промышленности. Если он это сделает, он не сможет освоить навыки их всех от первого до последнего. Отрасли все взаимозависимы. Строитель нуждается в плотнике, плотник нуждается в кузнеце, кузнец нуждается в шахтерах и все эти отрасли промышленности нуждаются в помещениях. Люди, таким образом, силой обстоятельств принуждены к сосредоточению в городах, чтобы помочь друг другу в выполнении их взаимных потребностей».

Спрос

Факторы, которые определяют спрос – это доходы, население, привычки и обычаи народа, общий рост и процветание общества. Хотя в мысли Ибн Халдуна была такая глубина, задолго до мыслей традиционных экономистов, однако, нет никаких сведений о наличии у него мыслей насчет графиков спроса и предложения, эластичности спроса и предложения, и самое важное, равновесной цены, которая играет важную роль в современном экономическом дискурсе.

Ринат Габбасов

(Продолжение следует)

Ссылки по теме:

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 2

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 3

Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 4