Торговля в Исламе

Ислам - это путь, указанный Всевышним. Он обучает людей правильному образу жизни. Никто, кроме Всевышнего, не может указать людям лучший путь. Человек часто думает, что совершает благое, а на самом деле оказывается, что эти деяния были совершены во вред, причем, ему самому.

Поскольку торговля занимает особое место в жизни человека, то для нее тоже установлены определенные правила, требования и своя этика.

Торговля с намерением улучшить и облегчить быт своей и чужой жизни — очень ценное и высоко награждаемое деяние. В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «У человека есть и такие грехи, от которых можно очиститься только заботами о материальном положении». Из всего, что человек употребляет в пищу, лучшим является то, что добыто собственным трудом. В том числе и торговлей дозволенным путем. Хадис гласит: «Человек никогда не ел ничего лучшего, что бы могло сравниться с добытым собственным трудом».

Порицаемым деянием является попрошайничество. В хадисе сказано, что лучше пойти в лес, собрать вязанку дров, продать ее и купить на вырученные деньги еду, нежели заниматься попрошайничеством.

Человек, который занимается торговлей, должен изучить дозволенные и запретные стороны торговли. Священный хадис гласит: «Кто бы ни набрал вес тела за счет потребления недозволенной пищи, он достоин адского огня». Торговля спиртными напитками, наркотиками, сигаретами и подобными веществами, одурманивающими разум человека и приносящими ему вред, запрещена (харам). В хадисе говорится, что Всевышний проклял все, затуманивающее и одурманивающее разум (хамр), и того, кто его изготавливает, заказывает, употребляет, перевозит, продает, а также того, кто предлагает его. Если выяснится, что покупатель изготавливает спиртное, то ему нельзя продавать даже виноград, потому что тем самым хозяин винограда способствует совершению греха. Также запрещена торговля собаками, свиньями, мясом животных, заколотых не по Шариату, музыкальными инструментами.

Если в предлагаемом товаре имеются дефекты, их нельзя скрывать. Однажды Пророк (мир ему и благословение) протянул руку за пшеницей, собираясь купить ее. Пшеница оказалась сырой. Тогда Пророк (мир ему и благословение) спросил у продавца об этом и тот ответил, что пшеница промокла из-за дождя. Пророк (мир ему и благословение) спросил, почему же, в таком случае, он не выставил пшеницу промокшей стороной к солнцу? «Тот, кто обманывает, не из нас. Недовешивать товар хоть на малую долю - запретно», - сказал Пророк (мир ему и благословение). В Коране есть аят с таким смыслом: «Пропасть Ада и горе тем, кто обвешивает и обмеривает покупателя... Разве они не думают о том, что после смерти их снова оживят?». (Сура аль-Мутаффифин, аят 2,4). Если спросят о цене, то необходимо точно назвать ее, а если в товаре есть недостатки, то о них тоже нужно предупредить покупателя. В хадисе сказано: «Честный, справедливый продавец в Судный день будет рядом с пророками, сиддикинами и шахидами».

Можно описать достоинства товара, но нельзя нахваливать его, приписывать неприсущие ему качества. Особенно недопустима лживая клятва. Хадис гласит, что продающие товары посредством лживых клятв, лишают благодати (бараката) все своё хозяйство.

Тот, кто занимается торговлей, обязан изучить условия выплаты обязательного закята. Размер закята совсем незначителен и составляет 1/40 часть, т.е. 2,5%. Если не платить закят, торговля лишается благодати, и это навлечет беды на этом свете, и в Вечной жизни. В Коране есть аят: «Тем, кто копит серебро и золото, не выплачивая с них закят, поведай о горьких, жгучих муках, которые их ожидают». (Сура Ат-Тавба, аят 34).

Пусть человек, торгующий на рынке, не тратя попусту время, постоянно поминает Аллаха, и старается не забывать о Нем, читая зикр и салават. Человек, который поминает Всевышнего среди людей, поглощенных мирской суетой, подобен живому среди мертвых или зеленной траве, проросшей посреди высохшей. Так сказано в хадисе.

Тому, кто, придя на рынок, прочитает:

لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ. لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلى كُلّ شَيْءٍ قَديرٌ.

"Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-хамду ва hува ‘аля кулли шайин кадир", будет записано тысячи вознаграждений, он будет защищен от тысяч бедствий и возвышен на тысячи уровней перед Аллахом.

Увлекаясь торговлей, нельзя совершать намаз с опозданием, ибо намаз, совершенный вовремя, является причиной довольства Аллаха. После того, как время намаза прошло, то вознаграждение невозможно вернуть, даже если раздать за него все имущество. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что лучшее деяние мусульманина - вовремя совершенный намаз.

Нельзя постоянно думать об увеличении материального достатка. Если в сердце нищета, то от мирских благ не будет никакой пользы. Еще хадис гласит: «Богатство не зависит от увеличения материальных благ, истинным богатством является богатство души». Когда один человек сказал Пророку (мир ему и благословение), что хочет быть самым богатым, Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Будь доволен тем, что дал Аллах, и будешь самым богатым». Поэтому необходимо довольствоваться тем, что мы имеем.

Нельзя завидовать другим из-за того, что у них товар раскупается. Также запрещено торговать чем угодно, не обращая внимания на дозволенность и запретность товара. Не нужно переживать из-за того, что средства запаздывают. То, что предписано, мы все равно получим. В хадисе говорится: «Вы не думайте, что ваши средства задерживаются. Никто не покинет этот мир, не получив сполна блага, которые ему предписаны. Поэтому, не спеша, спокойно, дозволенным путем ищите свои блага. Остерегайтесь запретного».

Не нужно упорствовать, торгуясь с продавцом, лучше не обращать внимания на незначительные мелочи.

Если тот, с которым ты заключил торговый уговор, пришёл к тебе опечаленный, лучше выполнить его желание. В хадисе сказано: «Всевышний прощает в Судный день ошибки тому, кто, исполняя желание мусульманина, нарушает торговый уговор».

Нужно отметить, что в Исламе строго запрещено заниматься куплей и продажей краденого. Если человек знает, что данный товар, краденный или отобран насильно, или добыт обманом и недозволенными путями, нельзя его покупать и продавать. Участники таких торговых отношений попадают в грех и несут ответственность. Нельзя забывать о том, что мы в ответе за каждое наше деяние, за каждый шаг, за каждый миг. Не нужно расспрашивать продавца, откуда товар, но если за товар просят подозрительно низкую цену, которая намного ниже реальной стоимости, то покупатель обязан узнать о причине такой низкой цены, чтобы не попасть в грех, купив, таким образом, краденый товар. Если выяснится, что данный товар краденный, то нельзя ни продавать, ни покупать его.

То малое богатство, заработанное на обмане покупателей, никогда не окупит те огромные беды, которых Аллах наводит на Этом и на Том свете в виде наказания. Народ пророка Шуайба (мир ему)а был погублен из-за того, что они не отступили от обмана в торговле и не прислушались к проповедям пророка Шуайба (мир ему).

К адабам торговли также относится продажа товара, даже если от него малый доход, ибо от такой торговли будет больше благодати. В прежние времена благочестивые люди совершали торговлю, выручая копейку, покупали же товар на копейку дешевле. Они говорили, что не продают за копейку Рай и не покупают Ад.

Будучи занятым на мирском рынке получением необходимой для жизни прибыли, нельзя забывать о рынке Потусторонней жизни.

Забвение вечной жизни не является качеством, присущим разумному человеку, ибо Потусторонняя жизнь бесконечна, а земная жизнь едва длится до ста лет. Человек по природе ненасытен и если ему дать половину всех богатств мира, то человек спросит, кому достанется вторая половина. Поэтому нужно уметь остановиться на необходимом, и заняться другой торговлей, касающейся Вечной жизни. Не приличествует верующему человеку из-за любви к мирским благам первым входить на территорию рынка и последним покидать его.

Тому, кто решил заняться торговлей, нужно иметь следующее намерение: делать это для того, чтобы не пришлось попрошайничать, и чтобы обеспечить семью необходимым дозволенным путем, делать хорошее для мусульман, желать им того же, что и для себя, и не желать того, что он не желает себе. Тот, кто начинает торговлю с таким намерением, подобен человеку, находящемуся на пути Аллаха.