Неумеренные об умеренном?

4 декабря в резиденцию Совета муфтиев России в сопровождении небезызвестного общественника Абдул-Вахида Ниязова (Медведева), постоянно проживающего в Турции, прибыл врио главы Республики Дагестан В.А. Васильев для обсуждения в среде функционеров СМР вопросов государственно-конфесcиональных отношений.

 

​МОСКВА, 4 декабря /ТАСС/. Глава Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин и врио главы Дагестана Владимир Васильев договорились о совместном выстраивании в республике идеологии умеренного Ислама через курсы повышения квалификации для имамов и образовательные проекты для мусульман. Об этом рассказал ТАСС муфтий Гайнутдин по итогам встречи, которая прошла в понедельник в московской Соборной мечети.

«Против идеологии только с оружием в руках бороться невозможно. Мы, мусульманское духовенство, анализируя и прошлое, и нынешнее состояние нашего религиозного сообщества, пришли к выводу, что необходимо начать выстраивать в Республике Дагестан идеологию умеренного Ислама», – сказал Равиль Гайнутдин.

​Для этого, по словам муфтия, в ближайшее время в Дагестане «будут организованы курсы повышения квалификации для имамов, а также образовательные программы для простых мусульман и научно-практические исламские конференции, причём с участием приглашённых богословов из арабских стран и Юго-Восточной Азии».

Оценить последствия предложения Совета муфтиев России в Дагестане редакция islam.ru попросила доктора исторических наук, профессора Романа Силантьева.

​Известный исламовед Роман Силантьев, ведущий российский специалист по Совету муфтиев России (vk.com/wall-79279349_143737), выразил недоумение в связи с подобной инициативой. «ДУМ Дагестана никогда не входило в Совет муфтиев России или ДУМ РФ, поэтому категорически непонятно, какое право имеет муфтий Равиль Гайнутдин организовывать какие-либо курсы для имамов Дагестана. Сам-то «глава мусульман России» когда последний раз был в крупнейшей мусульманской республике? В 2007 году?

​Лучше бы Равиль Гайнутдин озаботился проповедью умеренного Ислама среди собственных имамов, почти сорок из которых стали фигурантами уголовных дел по экстремизму, терроризму, бандитизму и наркоторговле (ссылка на статью «38 гайнутдиновцев»: ruvesna.ru/obshchestvo/1437283730). Только в текущем году целый ряд его имамов стал фигурантами уголовных дел, а один из них – белгородский ваххабит Файзулло (Физули) Исмаилов – всего три недели назад даже получил дополнительный срок за вербовку в ИГИЛ и отсидит 8,5 года (interfax-religion.ru/at/?act=news_at&div=68622). Кстати, Физули Исмаилов был членом НВФ как раз в Дагестане, где его почему-то не догадались устроить на работу имамом.

​Замечу, что сейчас именно ДУМ Дагестана распространяет традиционный Ислам от Санкт-Петербурга до Хабаровска, причём согласуя свои действия с местными мусульманскими лидерами. Я в своих лекциях всегда указываю, что наличие в мечети газеты «Ас-салам» гарантирует её нормальный характер. Вот это и есть настоящая работа, а реанимация давно умерших «васатый» и «евроисламов» только создаёт видимость кипучей деятельности».

​Свой комментарий по этому вопросу дала также главный редактор islam.ru Галина Хизриева. Она напомнила, что идея умеренности в Исламе принадлежит печально знаменитому деятелю международной террористической организации «Братья-мусульмане» Юсефу аль-Кардави. Одно это может насторожить в отношении данной инициативы мусульман Дагестана, много лет противостоящих закреплению подобных структур на территории России. Именно поэтому было бы правильным с точки зрения государственно-конфессиональных отношений согласовывать такие инициативы с дагестанским духовенством, которое никогда не входило в юрисдикцию СМР. Не лишним было бы напоминание о том, что дагестанский Муфтият давно и весьма плодотворно проводит политику приглашения видных учёных Ислама, имеет соглашения об обмене со всеми государственными сирийскими мусульманскими образовательными центрами по всем вопросам, связанным с идеологическим противостоянием ваххабизму и экстремизму в полном соответствии с духом и буквой Грозненской фетвы. Той самой фетвы, которую поддержали все представители традиционного Ислама, но не поддержали лишь структуры Совета муфтиев (СМР).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru