Смена эпох: от национализма к интернационализму

Наблюдающееся в последнее время возрождение патриотизма, национального и религиозного самосознания могут стать как созидательными, так и разрушительными. Политолог, директор Центра регионального развития Виктор Михайлович Минин дал свою оценку происходящим в России и мире событиям.

Смена эпох

В геополитике существует принцип, когда при противостоянии двух центров сил  энергия в виде денег, политического и культурного влияния переходит третьему центру. Подобное наблюдалось во время Второй мировой войны, когда Советский Союз сражался с фашистской Германий, а выиграли от этого, в первую очередь, Соединенные Штаты. Сейчас западными политтехнологами создается новая модель: война между радикальным псевдоисламом и псевдохристианством в пользу США. Поэтому быстро уничтожаются исламские государства: Афганистан, Ирак, Ливия, Сомали, создаются хаотичные агрессивные псевдоисламские объединения в Сирии, Йемене, Судане.  Надвигающийся объективный мировой экономический кризис западные политические «конструкторы» стремятся спасти радикализацией жителей целого государства – Украины.   Эта страна может стать началом реализации подобного проекта, когда через эскалацию национализма и расизма, а затем - через обострение противоречий между белым христианским  и мусульманским населением европейских стран, в Западной Европе восторжествует радикальный национализм и расизм. Ликвидация Сашка Билого, уход западно-украинских ультраправых радикалов в тень – это, скорее всего, избавление от одного из наиболее одиозных персонажей, попытка Киевского временного правительства «Исполняющих обязанности» обелить себя в глазах Запада. Зависимость нового киевского руководства от американских покровителей особо заметна на фоне апрельских визитов на Украину Директора ЦРУ Джона Бреннана и Вице-президента США Джона Байдена в период обострения кризиса на Юго-Восточных регионах страны.

Россия же своими действиями – победоносным проведением Зимней Олимпиады-2014 и Паралимпиады в Сочи, молниеносным возвращением Крыма, конструктивной и справедливой позицией на Женевской конференции 17 апреля разрушила планы по реализации этого геополитического проекта. Ко всем народам, живущим в России, возвращается активность.

Когда национализм созидает

Сейчас во всем мире происходит объективный процесс разделения и самоидентификации народов. О своей независимости говорят в Шотландии, Каталонии, Валлонии, даже Квебеке. В современном постиндустриальном обществе люди начинают интересоваться тем, кем они являются по крови, какой язык для них является родным. Это сопровождается особым вниманием к своей истории, культуре.  В многонациональной Европе происходит такое разделение народов.

Понимание своих расовых, национальных, культурных корней должно быть правильным. Там, где оно происходит без Любви, там возникает фашизм. Некоторые мифы о национальном или расовом превосходстве делают безумными целые народы: концепция о высшей арийской расе и неполноценных «недочеловеках» привела к гибели десятков миллионов людей во время Второй мировой войны.

Конечно же, представители разных народов и рас отличаются друг от друга по многим показателям. Известны серповидная анемия, лучшие способности к физическим нагрузкам людей черной расы, рассудительность, основательность – белой. Однако эти отличия могут быть нивелированы с помощью сознания и настоящей духовности. Видение полной, а не фрагментарной, картины современного мира способно поднять на один уровень белого западного европейца и представителя одного из племен Папуа Новой Гвинеи.

Белый искренне верующий мусульманин будет духовным братом и черному, и желтому. Самоидентификация и разделение через Любовь приводят к развитию сложного общества, его расцвету и богатству в разнообразии. В данном случае это слово имеет ключевое значение и означает любить Бога и все Божьи создания: не только себя, свой народ, свою расу. Это любовь и уважение ко всем народам и расам. Это любовь к своей жене, семье.   Силу Рода – любви к своей нации, народу, пытаются использовать в разрушительных целях на Украине. Просыпающаяся расовая и историческая память народа Западной Украины без Любви разрушительна. Будущее не за национализмом, а за конструктивным и взаимоуважительным диалогом национализмов, когда каждый из его участников знает и любит свое уникальные своеобразные культуру, историю, язык, и признает уникальность и равноправие особенностей другого. Ум, образованность, культура, духовная чистота дают человеку возможность  получить надсистемные знания о своих предках, которые, позволяют объединиться в существующих в настоящее время подсистемах в условиях, когда расизм и национализм, религиозное, культурное и националистическое противостояние будут разрастаться и развиваться.

   Знания, очищенные от искусственно созданных по разным причинам мифов, в конце концов, говорят, что все люди, народы, расы равны перед Создателем.

О русском национальном возрождении

Жизнеспособность любого народа зависит от исторической памяти. Тот, кто забывает о своих корнях, тот вымирает. Ещё Чингиз-хан говорил: «Если ты не знаешь 12 поколений своих предков, ты дикий человек». У русского народа идёт процесс ухода от состояния «Ивана, родства не помнящего».  Перед нами стоит задача – вспомнить, кто мы, кем были наши предки, отделить реальную историческую память от придуманных дурманящих мифов, разъединяющих единое целое на противостоящие друг другу части. Необходимо научиться выйти за пределы накопленных столетиями стереотипов мышления. Это даёт способность мыслить глобально, действовать эффективно локально.  Без этого будет трудно и мусульманским народам России. Они нередко становились геополитическим ресурсом разных внешних антироссийских проектов: британского, германского, американского, объединённого европейского.  В наши дни формируется континентальное Евразийское сознание, обеспеченное на экономическом уровне Евразийским экономическим сообществом.

      Религиозные типы сознания станут его фундаментом, опорой. Это пространство станет не рынком мировоззрений, сталкивания и захвата чужих территорий, а станет богатством – разнообразием Евразийской территории.    

О крымских татарах

Сейчас у крымских татар, переживших в середине 20 века ужасную трагедию, а затем благодаря воле и энергии своим национальных лидеров возвратившихся в Крым, появились активные образованные современные люди, которые хотели бы, сохранив своё социальное, имущественное положение, участвовать в экономических и социальных проектах России.  Было бы мудрым отойти от исторических обид, ведь все испытания от Всевышнего! Тогда национальная самоидентичность крымских татар вместе с системообразующим русским национализмом смогут трансформироваться в интернационализм: быть и патриотами, и интернационалистами, защищать своё, уважать и знать других. Замена принципа «Мы – исконные хозяева, Крым только наш» на «Мы – часть Крыма, один из его народов» позволит крымским татарам благополучно встроиться в экономические и политические структуры, стать вторым системообразующим этносом народа Крыма.

О Кавказе

Кавказ – это бесценный опыт и знания. Здесь находится богатство России,  рискующее стать причиной политических проблем.  Люди, через которых прокатывались потоки с Севера на Юг, с Юга на Запад, это прирождённые воины. Теперь пришло время из воинов Духа и Тела превращаться в воинов Любви и Света. И Чечня, и Дагестан, и другие республики Северного Кавказа, пройдя войны, свой экзамен сдали - остались в едином российском пространстве. В наши дни сложно сохранить свою идентичность, жить и по адатам, и по Шариату, иметь образ героя-воина и пытаться совместить его с новым видом героя, у которого много денег. Культурная, религиозная, мировоззренческая интеграция Кавказа в Россию – это непростой процесс. Дагестан – это земля с необыкновенной историей, раскрыв которую, можно было бы начать процесс объединения Кавказа, а Кавказа с Россией. Также и татары Поволжья могут стать мостиком между мусульманским миром и русским миром, начав строить интернационализм в Татарстане, выйдя за границы стереотипов, миновав ловушки противостояния, не теряя Ислама и национальной идентичности. Это и будет началом Евроазиатской интеграции народов на тонком уровне. Сотрудничество и взаимодействие отличающихся друг от друга равных народов, объединённых по естественным, врождённым принципам обеспечит межнациональную, межрелигиозную и межкультурную гармонию.

Ислам и социальная гармония в России

Нафс без чувства Любви к своему Создателю превращает в экстремизм любовь человека к своему народу, расе, религии.  Национализм и вера в Аллаха и национализм без Любви становятся разрушительными и богопротивными. Религия, вера во Всевышнего, Ислам способны расширить сознание человека под руководством обладающих опытом и знанием муршидов тарикатов - духовных наследников Пророка (мир ему и благословение). Божественная мудрость откровений, ниспосланных Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), без искажений передаётся в сердца верующих. Так Ислам, закрывающий сердца от запрещённого Аллахом зла, помогает увидеть современную сложную картину мира и сохраняя главную цель религии – приближение верующего к Создателю. В этом случае мусульманин сможет сочетать в себе светскую образованность, глубокие научные знания материального мира, высокую культуру, воспитанность и ихсан-искреннюю веру в поклонении Всевышнему Аллаху. Также различия в верованиях не должны стать причиной для взаимной вражды. Нет насилия в вере. Сохранить в своей душе свой путь к Творцу, свою веру, при этом не оскорбляя и не унижая людей других религий, видя в них таких же сынов Адама: равноправных сограждан, соседей, коллег, товарищей, - вот что угодно Всевышнему. «Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное». Красота этого мира проявляется в его многообразии, в том числе людей, народов, культур. Ответы на вопросы «Кто я?», «Что я делаю в том мире?», «Зачем и для кого я это делаю?», «К чему я стремлюсь?» помогают уйти от стереотипов, искажающих восприятие истины. Возникает другая система ценностей, когда наиболее важным становится это драгоценное чувство любви к Аллаху.

Записал Абдулла Алиев