Саудовская Аравия. Борьба за свою безопасность

За последние годы поддержка автократических режимов региона со стороны Саудовской Аравии стала обычным делом. С момента начала «Арабской весны» к этому добавилась ещё и более агрессивная внешняя политика Королевства в регионе и позиционирование себя как лидера Арабского мира, а за последний год, вдобавок к вышеперечисленному, Эр-Рияд начал предпринимать попытки диверсифицировать своё партнёрство с США. В связи с этим возникает вопрос не только о причинах подобного поведения Аравийской монархии, но и что стоит за ним.

В предыдущих статьях уже была рассмотрена тема саудовского недовольства ближневосточной политикой США, его причины и последствия для региона. Данная же статья рассмотрит причины изменения внешней политики Королевства с учётом региональных факторов.

Традиционно безопасность для саудовцев строится на определённых принципах, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Во-первых, это обеспечение безопасности и стабильности внутри самого Королевства. Во-вторых, поддержание регионального баланса сил. В-третьих, предотвращение конфликтов, которые могут иметь негативные последствия для страны. И, в-четвёртых, это опора на доминирование Соединённых Штатов в регионе. С момента начала «Арабской весны» вышеупомянутые четыре основополагающих принципа, на которых основывается безопасность Королевства, были поставлены под вопрос.

Революции, произошедшие в Тунисе и Египте в начале января 2011 года, весьма сильно расстроили саудовцев и положили начало необратимым изменениям в регионе. После первых революций начала 2011 года Эр-Рияд стал лидером среди стран арабского мира как в экономическом, так и в политическом плане, что сделало недопустимым для Королевства позволить у себя дома или в соседних странах революционную «роскошь». Саудовская элита потеряла своих «коллег по цеху» и была вынуждена как можно скорее принимать эффективные меры по поддержанию собственной стабильности и стабильности своих соседей и партнёров в регионе, опасаясь вероятности самой оказаться на месте бывших коллег. И в действительности, революционные настроения затронули практически все страны региона, в том числе и монархии залива (включая саму Саудовскую Аравию) – ядро современного Арабского мира. Объединённые рядом факторов – монархическая форма правления, суннитская правящая элита, углеводородные богатства – страны залива образуют Совет Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ), который является своеобразным клубом углеводородных монархий, координирующих свои действия по важнейшим вопросам. Также к сотрудничеству приглашены Иордания и Марокко, что в контексте революционной волны приносит им весьма ощутимые бонусы в виде финансовой помощи. Таким образом, Саудовская Аравия, являясь экономическим и политическим лидером, взяла на себя функции «жандарма региона», особенно ратуя за стабильность и антиреволюционную борьбу во владениях своих соседей. Опасаясь за распространение «революционной заразы», саудовцы были вынуждены ускорить адаптацию Королевства к новым вызовам. Таким образом, был скомпрометирован первый принцип, на котором строится безопасность Королевства, – обеспечение безопасности внутри самого Королевства.

Безопасность и стабильность внутри Саудовской Аравии, естественным образом, зависит в том числе и от стабильности окружающих её соседей, которые также испытали на себе прелести «революционной заразы». Стоит лишь упомянуть Бахрейн, вызвавший столько страха, что Саудовская Аравия выделила ему 10 млрд долларов на социальные проекты и направила туда военный контингент для подавления беспорядков. Как известно, большинство населения Бахрейна составляют шииты, которыми правит суннитское меньшинство, а в восточных провинциях Саудовской Аравии, богатых нефтью, также проживают шииты, которые не очень довольны своим положением. Естественным образом, Эр-Рияд вызвался поддержать суннитских коллег в Бахрейне с целью пресечения возможных агрессивных выступлений шиитов в своей стране. Стоит подчеркнуть ещё один важный фактор: шиитский Иран старается помогать своим собратьям по вере и непременно пользуется моментом, чтобы поддержать их, тем более, если это сможет навредить Саудовской Аравии.

По словам некоторых саудовских официальных лиц, за 2012 года Эр-Рияд потратил более 25 млрд долларов, субсидируя своих союзников, таких как Иордания, Бахрейн, Йемен, Пакистан. В 2013 году эта сумма превысила 30 млрд долларов, так как к ней добавилась многомиллиардная помощь Египту. Почти вся вышеупомянутая помощь была направлена на поддержку бюджетов «нуждающихся» стран, что значит, она не подразумевает никакого возврата от экономического развития. Так, например, Египет. Основной интерес Саудовской Аравии заключается в сильном режиме военных, способном обеспечить стабильность в стране и быть в хороших отношениях с Королевством, что означает политическую поддержку в противостоянии с Ираном. С другой стороны, поддержка вернувшихся к власти военных в Египте укрепляет позиции Эр-Рияда у себя дома, так как саудовцы видят в этом ликвидацию опасного примера революционных изменений. Плюс к этому автократический режим в Египте уменьшает риски новых революций. Поэтому Эр-Рияд инвестирует миллиарды в новый режим Абд аль-Фаттахааль-Сиси. Данными действиями Королевство стремится достичь регионального баланса.

В последние годы региональный баланс сил начал постепенно меняться, и одним из главных следствий этого стало ирано-саудовское противостояние, а в более широком контексте – суннито-шиитское. Основным фактором здесь стала Иранская ядерная программа, которую Эр-Рияд считает угрозой номер один для безопасности и Королевства, и региона в целом. Вдобавок к этому позиция Соединённых Штатов изменилась в сторону более дипломатической, что может, в конечном итоге, вылиться в сделку с Ираном и снятие санкций, что, в свою очередь, даст мощный импульс дальнейшему экономическому развитию Ирана. А этот вариант развития событий не отвечает интересам Саудовской Аравии. Таким образом, Саудовская Аравия видит прямую угрозу в усилении Ирана, что по её оценкам нарушит баланс сил в регионе и, следовательно, создаст угрозу безопасности.

И, наконец, решение администрации Обамы уменьшить военное присутствие США в регионе и снизить вовлечённость в региональные конфликты подрывает один из основных принципов безопасности Королевства – опора на доминирование Соединённых Штатов в регионе. Если взять во внимание региональные изменения и их последствия, данное решение США подрывает основу безопасности Королевства и заставляет его действовать без прежней оглядки на Вашингтон.