Тихие минареты Москвы

Сегодня в России, вряд ли, найдется место за исключением Москвы, где проживает такое большое количество представителей различных религий. Уже на заре своего существования в качестве столицы Москва стала многоконфессиональным городом.

Московское Замоскворечье хранит память о некогда бывшей там татарской слободе – целом мусульманском квартале близ златоглавых куполов Кремля. Жили в столице и католики, и иудеи. В годы государственного атеизма не удалось превратить Москву в город безликих советских товарищей, лишенных традиций и религии. Люди одной религии продолжали держаться друг за друга. То тут, то там появлялись национальные «анклавы», где старались исповедовать веру предков.

С приходом перестройки все настойчивее стали требования религиозных общин Москвы возвратить бывшую собственность. А вскоре были построены еще и новые храмы.

Не считая грандиозного проекта по восстановлению храма Христа Спасителя, в Москве при прямой финансовой поддержке властей было отреставрировано большое количество православных церквей. Чуть ли не каждый месяц в разных районах вырастают новые и восстанавливаются старые храмы. Московская патриархия даже выделила для каждого округа столицы своего протоиерея. При всем при этом сколько-нибудь заметного увеличения религиозности и христианской морали среди жителей столицы не наблюдается.

Не отстают от православных и москвичи-иудеи. За последние годы в столице было открыто четыре новых синагоги, а существовавшую в советское время хоральную синагогу реставрируют под личным патронажем мэра Москвы. Сегодня в столице представители чуть ли не каждого ответвления иудаизма имеют свою синагогу. Для руководства страны стало традиционным посещение иудейской общины во время религиозных праздников. На открытие синагоги на Поклонной горе пришел не только тогдашний президент России Б. Ельцин, но и его американский коллега. По словам главного раввина России Адольфа Шаевича, в России проживают около одного миллиона иудеев, из них 250 тысяч - в Москве, из которых ежедневно хоральную синагогу посещают примерно 50 человек. По субботам их число возрастает до 400 человек.

В это же самое время в одной Москве на нынешний момент проживают около 2 миллионов мусульман, а всего в России по данным BBC, проживают 26 миллионов мусульман. Таким образом, каждый пятый житель России, и каждый шестой москвич - мусульманин.

Тем не менее, огромная мусульманская община столицы буквально вынуждена ютиться в четырех мечетях, которые давно не вмещают всех молящихся. В пятницу во время общей обязательной для всех мужчин-мусульман молитвы прихожанам приходиться молиться на улице. В некоторых мечетях, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, на время пятничного намаза оборудуют для молитвы хозяйственные и учебные помещения, вплоть до коридоров и прихожей Духовного управления мусульман европейской России.

Но на какие бы уловки не шла администрация мечетей, сложности все равно остаются. Так, по шафиитскому мазхабу (богословско-правовой школе), распространенному среди кавказцев, намаз не считается правильным, когда между молящимся и имамом, руководящим общей молитвой, есть препятствие, например, закрытая дверь. И если ханифиты (в основном представители тюркских народов) могут читать намаз даже там, где только слышен голос имама, например, в соседнем с мечетью здании администрации, то для шафиита это недопустимо. Иногда, во время большого скопления молящихся, женские помещения отдают мужчинам. Это вызывает возмущение мусульманок, ведь для многих из них посещение мечети является единственной возможностью пополнить свои знания об Исламе и встретиться с единоверцами. А тому, кто отправится на праздничную молитву, грозит, вообще, не попасть на территорию мечети. Народу собирается настолько много, что мусульманин рискует не только пропустить молитву, но и быть покалеченным в толпе.

Все это, не считая проблем ремонта, эксплуатации мечетей, говорит о том, что сложившаяся ситуация в московских мечетях требует неотложного решения. Казалось бы, может быть один единственный выход – выделить место для строительства хотя бы еще одной мечети.

Но, как выясняется, эта проблема не имеет простого решения. Московские мечети всегда привлекали особое внимание властей.

В свое время подмосковная дума направила запрос в ФСБ на предмет, не грозит ли постройка Мемориальной мечети на Поклонной горе в память мусульман, павших на фронтах Великой отечественной, национальной безопасности России. Так депутаты-авторы запроса отдали дань уважения погибшим.

Прошлым летом запретили трансляцию азана по пятницам на улицу в Московской Соборной мечети, якобы, из-за жалоб жителей окрестных домов. Но, почему-то никому не приходит в голову, в таком случае, запретить бить в колокола в церквях. Ведь это вещи одного порядка.

Не первый год длится бумажная эпопея со строительством мечети мусульманской общиной имени имама Шамиля. Для членов этой общины, в основном шафиитов, проблема новой мечети, где руководствовались бы мазхабом Имама Шафии, особенно остра. А по меньшей мере половина соблюдающих предписания Ислама мусульман столицы - представители этого мазхаба.

Община начала собирать подписи 28 начальников городских инстанций в 1998 году. Согласно постановлению московской администрации эти инстанции вправе подписывать документ обратившейся организации в течение месяца. Но решение проблемы затянулось на несколько лет - только через три года с получением последней подписи начальника объединения "Москомприрода" дагестанская община наконец-то сможет начать строительство мечети.

Как сообщили представители дагестанской общины Москвы, городские службы не раз меняли место строительства мечети. Недавно было решено, что мечеть имени имама Шамиля будет построена на улице Электродной в районе метро Шоссе энтузиастов. Она станет самой большой в Москве и сможет вместить пять тысяч верующих одновременно. При мечети, планируется открыть Исламскую академию. Разработчиком проекта комплекса является бывший главный архитектор города Бухары Борис Улькин, один из авторов проекта «Манежная площадь».

Остается надеяться, что с открытием большой мечети москвичам-мусульманам больше не придется идти на всякого рода ухищрения, чтобы совершить обязательную молитву. Община имени имама Шамиля планирует принять первых молящихся в новой мечети в предстоящий Рамадан, т.е. в конце этого года.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки