Совместимы ли Ислам и борьба за права трудящихся?

Наступает 1 мая, в советское время бывшее одним из главных «красных дней календаря». Многие помнят многотысячные праздничные демонстрации, проводившиеся в каждом советском городе по случаю Первомая. И сегодня 1 мая остаётся выходным днём. Официально он именуется «День весны и труда», как будто бы объединяя две главные темы праздника: ведь 1 мая было традиционным весенним праздником народов Европы (вроде персидского Навруза), и только в конце XIX века социалисты придали ему политический смысл. В наши дни многочисленные профсоюзные организации – как официальные, так и альтернативные, проводят первомайские мероприятия во многих городах России. Именно в преддверии этого дня уместно задаться вопросом: как относится Ислам к профсоюзному движению и борьбе за права наёмных работников?

Социальная справедливость всегда рассматривалась в Исламе как одна из важных человеческих ценностей. Уже в хадисах подчеркивается важность справедливой оплаты труда наёмных работников. Согласно одному хадису: «Всевышний Алллах сказал: «Есть три категории людей, чьим Обвинителем Я буду в День Воскресения (на Суде): те, кто поклялся Моим именем и нарушил эту клятву; тот, кто сделал свободного человека рабом, продал его и потратил выручку; и тот, кто нанял себе работника, полностью использовал его рабочую силу и не заплатил ему за труд». (Бухари и Ибн Маджа, 21). Анас ибн Малик, служивший Пророку (мир ему и благословение) в течение девяти лет, говорил, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не платил никому маленькой платы» (Бухари). Ислам строго запрещает всякое угнетение и несправедливость: «Тот, кто угнетает своих подчиненных никогда не войдет в Рай!» (Тирмизи).

Современное профсоюзное движение берёт свое начало с XIX века. Первые профсоюзы возникли в Великобритании; вскоре профсоюзное движение охватило Германию, Францию, США, Россию. Большинство профсоюзов исповедовало социалистическую идеологию; в то же время, существовали христианские профсоюзы, дистанцировавшиеся от левого движения. В XX веке профсоюзное движение проникает в традиционно мусульманские страны. Первоначально, развитию профсоюзов в мусульманских странах было делом левых активистов. Однако вскоре исламская интеллигенция также обратила внимание на новое социальное явление.

Очевидно, что жизнь стран исламского мира в XX столетии претерпела радикальные изменения. Возникла современная промышленность, миллионы людей переселились из деревень в города, появились современные средства связи, СМИ и т.д. Новое время объективно поставило перед исламскими обществами новые проблемы и задачи. Мусульманам стало очевидно, что нельзя игнорировать проблемы наёмных работников и отдавать их на откуп левым экстремистам.

Первые профсоюзные организации возникли в исламских странах в конце XIX века. Зачастую они пытались копировать европейский и русский опыт, принимая на вооружение революционную идеологию. Однако уже в начале XX века мы видим замечательные примеры социальной активности в рамках исламской системы ценностей. Так, следует упомянуть о такой организации как «Сарекат даганг ислам» – союзе мусульманских торговцев, возникшем в Индонезии в 1911 году. «Сарекат даганг ислам» не был профсоюзом, «союзом наемных рабочих» в европейском смысле этого слова; скорее это был широкий союз трудящихся, объединявший предпринимателей, торговцев, крестьян, рабочих, ремесленников, интеллигенцию, представителей духовенства. Его программа включала в себя такие пункты как приобщение индонезийцев к предпринимательской и коммерческой деятельности, материальную взаимопомощь, защиту исламских ценностей. В дальнейшем «Сарекат даганг ислам» сыграл важную роль в борьбе против голландского колониализма.

В послевоенные годы особый интерес к профсоюзному движению был характерен для представителей египетской исламской мысли. В июне 1981 года египетский исламский мыслитель и профсоюзный активист Гамаль аль-Бана создаёт Международную исламскую конфедерацию труда. Другим вдохновителем исламского профсоюзного движения стал палестинский учёный Исмаил аль-Фаруки. Оба мыслителя настаивали на необходимости функционирования исламских профсоюзов – в противовес чисто экономическому и левоэкстремистскому подходу. Тем не менее, их взгляды на задачи исламских профсоюзов и желательную экономическую модель исламского государства существенно расходились. Аль-Фаруки положил в основу своей концепции принцип «равенства» – разумеется, не имущественного равенства, к которому стремились социалисты, а равенства всех граждан исламского государства перед Шариатом. Аль-Фаруки писал: «Ислам не выступает ни на стороне рабочих, против работодателей, ни на стороне работодателей против рабочих. Он выступает за справедливость для всех <…> Любой служащий, будь он халифом, землекопом или губернатором, равно обязан исполнять свои обязательства перед работодателем и обществом». Гамаль аль-Бана положил в основу своей концепции принцип «справедливости»; в принципе, его система ближе к левым концепциям, в том числе идеям «исламского социализма». Очевидно, что идеи аль-Фаруки в большей степени отвечают традиционному исламскому подходу; нельзя не отметить тот факт, что взгляды аль-Баны по ряду вопросов подверглись влиянию популярных западных теорий и серьёзно отличаются от исламской точки зрения.

В настоящее время в мусульманских странах существует множество исламских профсоюзов, стремящихся сочетать борьбу за социальную справедливость с исламскими принципами солидарности и общественной гармонии. Современное общество требует от трудящихся коллективной защиты своих интересов; исламские ценности предполагают, что подобная защита не должна быть эгоистичной, а должна отвечать принципам справедливости и не приводить к ущемлению законных интересов других членов общества. Ислам, не отрицая сам принцип объединения трудящихся, критикует как игнорирующий нравственный ценности «экономический» подход к профсоюзному движению, так и левацкий подход, основанный на идее классовой борьбы, чуждой исламскому пониманию государства и общества.